Ровно 29 лет назад, 7 апреля 1994 года, был зарегистрирован и занесен в международный национальный доменный перечень домен .RU, сегодня эта дата считается днем рождения Рунета. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), по итогам февраля в зоне .RU было зарегистрировано более 4,9 миллиона доменов. Ежедневная аудитория Рунета сейчас составляет 95,3 миллиона человек.

РИА Новости узнало у ведущих экспертов в области интернета и отраслевых организаций, как за эти 29 лет изменился Рунет и чего он достиг.

"Многие сервисы, которыми мы пользуемся сейчас, уже тогда имели своеобразных предвестников", - отмечает генеральный директор АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко.

По его словам, хотя "ВКонтакте" и "Одноклассники" появились уже во второй половине нулевых, до этого у пользователей была возможность создавать свои странички и анкеты на сайтах вроде Narod.ru или "Живой журнал" (ЖЖ).

"Компьютера у меня не было, поэтому я проводила много времени у подруги дома, изучая первые сайты: почта Hotmail, сайты Aport.ru, Yahoo.com и Rambler.ru Примерно в то же время в Рунете появилась ICQ, благодаря которой можно было общаться со всем миром - я пропадала там часами", - рассказывает о своем знакомстве с Рунетом генеральный директор "ВКонтакте" Марина Краснова.

Раньше Рунет скорее был интересен любителям чего-то нового, он не носил массовый характер. Люди заходили в него для того, чтобы найти что-то в поисковике и проверить свою почту, время нахождения в онлайне было ограниченным, вспоминает Краснова.

"Сегодня же утро каждого человека начинается с чатов в мессенджерах, скроллинга ленты и онлайн-прослушивания любимой музыки - интернет проник во все сферы нашей жизни Интернет стал вторым миром - все те развлечения и услуги, которые есть в офлайне, сегодня есть и в онлайне", - добавила глава "ВКонтакте".

Только сервисами VK в четвертом квартале 2022 года ежедневно пользовались 73 миллиона человек, следует из отчета компании. При этом ежедневная аудитория социальной сети "ВКонтакте" в марте составила 53,6 миллиона человек. А "Яндекс Поиском" ежедневно пользуется 60 миллионов человек в день.

Проник интернет и в образование. По словам Плуготаренко, на заре Рунета образование не было завязано на компьютеры и интернет.

"Учились в аналоговом формате", - отмечает эксперт.

Однако сейчас продуктами и сервисами одной лишь онлайн-платформы от VK "Учи.ру" пользуются свыше 12 миллионов учеников, 6 миллионов родителей и 800 тысяч учителей. А к онлайн-платформе "Яндекс Учебник" на сегодняшний день подключено 4,1 миллиона учеников из 39 тысяч российских школ.

Интернет подарил стране целые отрасли цифровой экономики, о которых на заре появления Рунета еще никто даже не думал, подчеркивает Плуготаренко.

"Появилось много сервисов, без которых современную жизнь нельзя представить: маркетплейсы и интернет-магазины, телемедицина, EdTech, социальные сети, такси", - отмечает глава РАЭК Сергей Гребенников.

Всего в России насчитывается больше 60 тысяч интернет-магазинов, включая магазины омниканальных компаний (торговые предприятия, которые имеют стационарную физическую розницу и онлайн-канал) и маркетплейсы, сообщил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

По его словам, совокупная аудитория интернет-торговли в России составляет более 70 миллионов человек, ежедневное число заказов в среднем - около 8 миллионов. А оборот интернет-торговли физическими товарами в 2022 году составил 4,98 триллиона рублей. Всего же, по подсчетам РАЭК, вклад Рунета в экономику России по итогам 2022 года может составлять до 11,8 триллиона рублей.