47news узнал, кому в Белоруссии может быть передан порт Бронка под Петербургом. Показываем масштаб человека.

Надежный собеседник в правительстве РФ убедительно сообщил 47news, что бенефициаром порта Бронка могут стать структуры 59-летнего белорусского миллиардера Николая Воробья. По подсчетам СМИ, он входит в пятерку топ-бизнесменов Белоруссии. В сфере интересов - производство и торговля нефтепродуктами, логистика, банковский сектор. Среди партнеров Воробья предприниматель Александр Шакутин, кого называют приближенным к Александру Лукашенко.

Правительство РФ передает Бронку малоизвестной московской компании "НКК-Логистик" за 10,9 млрд рублей. При этом стоимость активов оператора терминала 22,3 млрд рублей. Сделка состоится не позднее 28 апреля.

Воробей родился на Украине, учился на историческом Киевского университета. После армии в конце 1980-х осел в Белоруссии. Говорят, тогда же нырнул в коммерцию - автосервис и перегонка иномарок из открывшейся заграницы. На отрезке до начала нулевых - только слухи о непростом пути с поправкой на то время. Всегда был непубличной фигурой - за все время дал одно интервью, о нем позже.

"Бронка" может быть передана Белоруссии, вопрос прорабатывается властями России", - сообщил в начале февраля 2023-го глава департамента стран СНГ российского МИД Алексей Полищук.

К дню сегодняшнему Воробей создал крупнейшего частного нефтетрейдера Белоруссии, компанию Интерсервис. Она многогранна: денежное посредничество, лизинг, оптовая торговля углем.

Прошлым летом Лукашенко лично посмотрел на ход строительства белорусского порта в Бронке. "С президентом России мы об этом договорились, - заявлял Лукашенко. Год назад Владимир Путин распорядился помочь Белоруссии в строительстве порта под Петербургом. По данным нашего издания, Воробей встречался по вопросу размещения порта и с губерантором Александром Бегловым и с Александром Дрозденко.   

Воробей - совладелец национального логистического оператора Bremino Group. Создан под строительство инфраструктуры в Беларуси. Корпорация пользуется поддержкой государства. Одним из самых крупных проектов должен стать терминал "Бремино-Орша". В него войдут ж/д, авто-терминалы, аэропорт. По указу Лукашенко объект получил статус особой экономической зоны. Объем инвестиций — порядка 200 млн долларов.

Из-за санкций Евросоюза Белоруссия не может экспортировать продукцию через порты Балтии. Лукашенко хочет перебросить на Петербург 20 млн тонн грузов.

Интерсервису принадлежит предприятие Нефтебитумный завод (НЗ) - владеет значимыми мощностями по нефтепереработке (крупнейший в стране частный производитель битума). В 2019 году Украина разрешила НЗ приобрести свыше 50% в украинском нефтепроводе "ПрикарпатЗападТранс". Покупка 51% видна по СПАРКу. Воробей подтвердил это в своем единственном интервью. Планировалось поставлять продукцию на Украину и дальше в Европу (с использованием в том числе российской нефти в качестве сырья). В том же интервью Воробей не ответил на вопрос, является ли его партнером в этом проекте украинский политик и кум президента России Виктор Медведчук. По СПАРКу, "НЗ" избавился от доли в "ПрикарпатЗападТранс".

Один из крупнейших мировых производителей, "Беларуськалий" попал под санкции. Поставки по прежним каналам стали невозможны, начались отгрузки через Россию.

Есть интерес и к перевалке угля. Как сообщал РБК в 2019 году, эстонская компания NT Marine, близкая к Воробью, получила квоты на поставку 600 тысяч тонн российского угля на Украину (ранее уголь продавали сами производители, общий объем поставок 1,2—1,3 млн тонн). Источник в одной из российских угольных компаний сообщил изданию, что контракт она заключила не с NT Marine, а с "Интерсервисом". Сообщалось и о том, что структуры Воробья поставляли битум для украинской госпрограммы дорожного строительства.

Мощность Бронки по перевалке - 3,2 млн тонн ежегодно. За прошлый год через порты России отгружено 3,5 млн тонн белорусских нефтепродуктов, 3 млн тонн калийных удобрений.

Интерсервис владеет и ЗАО "ОптиКурс" НКФО". Это бывший белорусский Абсолютбанк, попавший под санкции. С активами 5,6 млрд на российские рубли (21 место) и вкладами населения на 3,6 млрд по данным на начало 2021 года. Возможно, в качестве защитной меры с лета прошлого года стал небанковской кредитно-финансовой организацией. Как судачили на рынке, основной целью приобретения банка было финансирование поставок нефтепродуктов на рынок ЕС. В учредителях переродившегося банка осталась дочка машиностроительного монстра Амкадор, возглавляемого уже упоминавшимся Александром Шакутиным.

Владелец же Интерсервиса - компания Чырвоны бор (Красный Бор). Фирму связывают с одноименным элитным охотхозяйством. От места регистрации юрлица Красный Бор в деревне Изубрица до охотничьих угодий 5 минут. Здесь ждут не только обеспеченных белорусов и россиян, но и любителей пострелять по живности из-за границы. Для гостей вертолетная площадка и рекомендации как добраться из Европы на личном джете. Учредителями Красного Бора были Николай (99%) и Тамара Воробей. На данный момент доли переданы менеджерам Интерсервиса. В декабре 2020 года на Воробья и супругу наложены санкции Евросоюза. Предположительно, с этим связана передача долей наемным сотрудникам.

Что касается компании НКК-Логистик, которой премьер-министр РФ Михаил Мишустин согласовал покупку "Бронки", то фирма с видом деятельности грузовые перевозки создана в сентябре 2021 года. За четыре месяца показала оборот около 1 млрд, прибыль 172 млн. На 80% принадлежит столичному ООО НКК и на 20% своему гендиректору Алексею Распопову. НКК полностью владеет Наталья Морозова. Оборот у компании 7 млн. Подробнее у коллег на "Фонтанке".

Морозовы почти инкогнито. Про Распопова понятно, что он полковник запаса, служил в погранслужбе. Сегодня председатель попечительского совета Фонда "Офицеры границы", созданного для поддержки военнослужащих и продвижения патриотического воспитания.

47news связался с компанией "Интерсервис". Сотрудники пообещали связать с Николаем Воробьем, но попытка успехом не увенчалась. Мы направили в компанию запрос. Телефонов "НКК-Логистик" в доступе нет. Телефон материнской НКК молчал.