В Ленобласти поднимают храм конца XIX века. Уцелевшим камням субботниками сильно не поможешь. Бывший архитектор рассказала, как достучаться до гранта.

Жители деревни Каменка под Лугой не сегодня начали восстанавливать старинный храм Покрова Пресвятой Богородицы (когда-то его построили купцы каменские). В 1937 году здание было взорвано, остались лишь руины. Впервые расчищать завалы начали в 2006-ом: зашили деревом недостающие стены, над алтарем установили крышу. Пространство освятили под часовню, с тех пор здесь молебны. Несколько лет назад подключилась петербурженка Татьяна Федотова. Сегодня ей 62 года.

111.jpg Татьяна Федотова

- Как вы впервые увидели этот храм?

- Так получилось, что судьба привела меня в Каменку, тогда я и увидела этот разрушенный храм. Я всю жизнь проработала архитектором, и больно было думать, что люди привыкают к этому зрелищу.

фото предоставлено Татьяной Федотовой

В Каменке проживает около 600 человек. Деревня создавалась в 60-70-е годы. Массовая застройка началась после появления совхоза "Миллионер", тогда на месте бывших каменских садов возводили панельные и кирпичные дома, сейчас это Центральный микрорайон.

- Как начали?

- Я понимала, что финансово не в состоянии потянуть этот процесс и стала искать фонды, которые могли бы помочь. Как оказалось, в России есть только один фонд, который занимается консервацией каменных храмов — это "Белый ирис". Я написала им обращение, рассказала о храме, и нас включили в проект "Хранители наследия". В прошлом году получили президентский грант.

Татьяна получила статус "хранителя" и прошла обучение. Специалисты фонда рассказали, как работать с объектом культурного наследия, какие работы имеют право проводить волонтеры, а какие нет. Например, запрещается как-либо затрагивать сам предмет охраны (сюда относятся и обломки). Разрешается расчищать землю, убирать мусор.

В команде у нее три человека, они занимаются организационными историями.

- Местные помогают?

- Помогают, кто чем может. Кто-то транспортом, кто-то лопату даст и так далее. На субботники приходят обычно человек 9-13. Вывоз земли, волонтеров надо накормить и напоить — все на деньги местных жителей. Много бабушек участвуют, есть даже совсем немощные, которые не могут прийти, но делают пожертвования из пенсии. Говорят, главные составляющие нашего дела: вера и работа. Администрация поселения помогает, этой осенью по нашей просьбе срезали, выросшие деревья на руинах.

фото предоставлено Татьяной Федотовой

- Что говорят люди?

- Они не произносят каких-то красивых слов, только говорят: "хоть бы нам дождаться, не умереть, чтобы хоть что-то здесь появилось, дождаться колокольного звона". Когда такое слышишь от старого человека прямо комок в горле. Они в 2010-е годы были помоложе, но многих из них уже нет.

Во время субботников в храме продолжают находить артефакты, были обнаружены кусочки мраморного иконостаса и мозаики.

- Можно было бы взять экскаватор и убрать всю эту землю ковшом, но нет, мы лопаточками с ведерочками работаем, как археологи. Там еще копать - не перекопать, — делится собеседница.

фото предоставлено Татьяной Федотовой

Средства президентского гранта фонд направил на лазерное 3D-сканирование храма. На его основе заказали проект для консервационных и противоаварийных мероприятий, Татьяна с командой ждут чертежи. На сами работы открыт сбор, требуется 533 тысячи рублей. По словам "хранителя", сбор идет крайне медленно, возможно, люди боятся такой большой цифры.

- Фестиваль (в Москве проходит благотворительный фестиваль "От неба до сердца" - ред.) пока наша единственная возможность собрать деньги, помимо церковной кружки. Потом будем оформлять храм в собственность прихода и сможем получить расчетный счет, чтобы собирать официально. Следующий этап — проект реставрации, — рассказывает Татьяна.

- Мечта - полностью восстановить храм в первозданном виде. Потому что он действительно уникальный, его создал очень известный архитектор, его освящал Иоанн Кронштадтский. Надеемся, что восстановление положит начало созданию туристического маршрута в Каменку. К сожалению, никто не может точно сказать, как выглядел храм на самом деле, есть всего две исторические фотографии и обломки. Сейчас студенты из петербургской академии Штиглица делают проект нашего храма на основе анализа архивных материалов, ждем эскизы.