Трафик через российскую границу растёт, но это на фоне COVID-эпохи. А вообще-то он рухнул на 85%. 47news задумался, кто же по статике прет с нарастающей скоростью.

За первые два месяца 2023 года финляндско-российскую границу через пункты пропуска в Ленинградской области пересекли более 189 тысяч раз, что на 135% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но это рост лукавый. Финляндия была закрыта для российских туристов из-за пандемии COVID-19 и коронавирусных ограничений почти два года, ненамного приоткрывшись лишь летом 2022 года.

Неудивительно, что на фоне того времени тотального запрета и нулевой терпимости к людям без масок движение на границе с Суоми вполне себе. Даже несмотря на финское "принципиальное решение о значительном ограничении" въезда и виз россиянам: МАПП "Ваалимаа — Торфяновка" показал +103,2% трафика, МАПП "Нуйямаа — Брусничное" тоже вырос нас 89,4%. А вот МАПП "Иматра — Светогорск" всё же просел на 6,1%.

1.jpg

Всё становится на свои места, если сравнить наш февраль 2023 года с предпандемийным февралём 2020 года, когда петербуржцы ещё "откатывали шенген", "шопились" и называли аэропорты в Хельсинки и Лаппеенранте "Пулково — 3". Итого: на Торфяновке — минус 65,6%, на Брусничном — минус 90,6%, на Светогорске — минус 92,5%. За первые два месяца 2020 года через эти три пункта пропуска пересекали 1,15 млн раз. На фоне этой цифры нынешние 189 тысяч — это минус 83,6%. И это не учитывая трафика, что давал железнодорожный "Аллегро".

2.jpg

47news обзвонил перевозчиков и турфирмы, для которых в доковиную эпоху финское направление было основным, в целом они согласны с теми расчётами о пересечении границы, которые ведёт погрануправление Суоми. Они отмечают, что за те пять месяцев, что прошли с введения Финляндией визово-туристиченских санкций, стал понятен объём их клиентов. С этой стабилизировавшейся массой и приходится работать. Сегодня в ней нет места туристу, который в случае с Финляндией был отождествляем с шопинг-туристом, а это 90% от трафика спокойных лет.

Поскольку россиян с туристическим Шенгеном через финляндскую границу сегодня не пускают, то борьба идёт за тех, кто имеет на это право согласно финскому законодательству. Как правило, это те, кто и раньше жил на две страны и активно перемещался то на одну, то на другую сторону Сайменского канала. Это обладатели вида на жительство Финляндии, а также люди с шенгенской визой, имеющие близких родственников в Суоми. Если ваш дедушка или дочка живут, скажем, в Швеции, то туда вы транзитом через озёрную страну уже не проедете. Эти путешественники представляют собой так называемую русскую диаспору в Финляндии, которая достаточно велика. Кроме того, существует возможность пройти финский погранконтроль у тех, кто едет транзитом в страны, не входящие в Шенгенскую зону. То есть речь идёт о тех, кто едет в аэропорт Хельсинки. Естественно, что и в этом случае въезд будет невозможен без шенгенской визы.

К тому же, как говорят в турфирмах, теперь у финских пограничников и таможенников времени много. Теперь они не работают в режиме конвейера и могут обстоятельно позадавать вопросы о целях визита, внимательнее изучить документы.

- Пакет документов мы у вас попросим и проверим уже перед посадкой в автобус. Нам тоже важно. Если вы просто хотите погулять, как турист, то мы вам настоятельно будем рекомендовать не совершать поездку. Естественно, что силой вас из автобуса никто выталкивать не будет, но на границе вас снимут, а как выбираться обратно — это уже ваша история, - рассказал 47news директор Ecolines Андрей Волков.

Представитель перевозчика также отметил, что при этом сохраняется и некоторый поток иностранцев, у которых есть причины для посещения России. Это могут быть деловые поездки или визиты всё к тем же родственникам. Так как авиасообщение с Европой сегодня — это проблема. Многие из них ищут пути въезда в Россию через сухопутную финляндско-российскую границу.

Найти себе клиентов в оставшихся 90 - 100 тысяч смогли не все. "Никуда вас не довезём. Ни в Лаппеенратну, ни Иматру, ни до аэропорта в Хельсинки. Нет у наших водителей родственников в Финляндии, вот и не едем никуда", - рассказали в копании-перевозчике "Диалог" из Выборга.

В петербургском "Инпредсерсиве" заявили, что могут помочь только добраться до столичного аэропорта Финляндии, наличие всех необходимых документов для транзита — задача клиента.

- О поездке предупреждаем заранее, лучше за неделю, формируем группу и отправляемся в аэропорт на Volkswagen Transporter. В одну сторону едем за 5 тысяч рублей, раньше ездили за 1200. Водитель у нас есть. Он целую кипу бумаг из АСМАПа принёс, чтобы визу получить, а другой такую же кипу — а ему отказ. Вот так теперь всё, - предупредил собеседник в "Инпредсервисе".

В "Константа тур" сообщили, что сохранили только одну услугу — рейсы до аэропорта Хельсинки, но только для определённых категорий граждан, с туристической визой брать с собой в финскую столицу не будут. Ориентируются на клиентов с двойным гражданством.

- Зато с туристическим Шенгеном вы можете благополучно вернуться в Россию, прилетев в Хельсинки. Поездка до Петербурга стоит 4700 — 5000 рублей, всё зависит от времени. Есть рейсовый автобус Lux Expres, пять раз в день, без проблем, а есть маршрутное такси. У маршрутки преимущество — перед границей можем заехать в "Лапландию", - напомнили о минувших временах большого приграничного шоппинга в "Константа Тур".

Что касается граждан Финляндии, то их доля в трафике через "Ваалимаа — Торфяновка", "Нуйямаа — Брусничное" и "Иматра — Светогорск" не высока. С одной стороны, финны как ездили, так и ездят в Россию, так как их родное государство законодательно не ограничивало, хоть и не рекомендовало выезд своих граждан за пределы страны. С другой стороны, граждане Суоми не практиковали автобусные туры, предпочитая им вояжи в Россию на собственных авто за бензином и отдельными продуктами. Но сейчас экономическая составляющая, оправдывающая такие поездки отсутствует, а следовательно они стали менее привлекательными.