В Петербурге военные отбили патентное авторство у структуры ОСК. Это прецедент. 47news посмотрел, что это значит для других.

В каком-то смысле "десантный корабль", обладание патентом, на который Суд по интеллектуальным правам передал на днях России в лице Минобороны, - фантом. В судебном решении он так и указан, только с большой буквы, без названия, номера проекта и прочих атрибутов, позволяющих понять, о каком именно плавсредстве идет речь. Всё секретно, дело слушалось в закрытом режиме. Впервые другое.

По требованию Минобороны, которое представлял заместитель военного прокурора Балтийского флота, суд лишил петербургское АО "Невское проектно-конструкторское бюро" патента (№921000) на промышленный образец под названием "Десантный корабль".

С патентными спорами неоднократно сталкивалась заместитель генерального директора по правовым вопросам производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" Марина Ведмук - холдинг поставляет силовые установки для кораблей ВМФ и делает катера специального назначения. По её словам, некоторое время назад в подразделения Минобороны начали официально оформлять патенты на наиболее важные изделия. 

- Вряд ли вызывает сомнения, что все военные корабли в России спроектированы на деньги и по заказу Минобороны. Для суда документального подтверждения этого достаточно, чтобы переоформить право владения патентом на военное ведомство. И с другими проектировщиками военной техники будет так же, просто в нашем регионе "первой ласточкой" оказалось "Невское ПКБ". Представьте: объявляется тендер на строительство того же десантного корабля, и выигрывает его не "Янтарь" - кто-то другой. "Невское ПКБ" может заломить приличную цену за патентную документацию для строительства, что увеличивает бюджетные расходы. Так что всё логично - нечего транжирить казенные рубли, - говорит Марина Ведмук. 

Из базы данных Федеральной службы по интеллектуальной собственности видно, что патент №92100 оформлен на "Невское ПКБ" в октябре 2013 года, а в сентябре 2019-го оно передало калининградскому АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" лицензию сроком на 5 лет - они истекают в следующем сентябре.

Третьим лицом в процессе как раз и выступает "Янтарь" - надо полагать, он производит то самое, что вслух не называется. По данным СПАРК, он, как и "Невское ПКБ", принадлежит государственной "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК) - "Янтарь" на 92.31%, "Невское ПКБ" на 61.41%, но это данные на конец 2021 года, актуальнее нет. "Невское ПКБ", кстати, серьёзная компания - там работают около 400 человек, выручка от продаж за позапрошлый год 1.3 млрд рублей. В портфолио - авианосцы, испытательные комплексы и десантные корабли. Последняя публичная новость датируется сентябрем 2021 года - генеральный директор "Янтаря" Илья Самарин пообещал "ускорить строительство двух больших десантных кораблей проекта 11711".

Рискнем предположить: Минобороны отбило у "Невского ПКБ" патент на проект, который петербургское конструкторское бюро считало своим где-то лет 70.

Партнер и руководитель петербургского офиса консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов допускает, что Минобороны по каким-то причинам могло пожелать сменить строителя десантных кораблей или расширить круг таких производителей.

- Это версия, но она имеет право на существование. Обладатель патента выдает лицензии на строительство запатентованной вещи и, наоборот, имеет право лишить кого-то такой лицензии. Обратите внимание: "Невское ПКБ" предоставило право использования патента заводу "Янтарь" в 2019 году на 5 лет. Через год оно истекает, и новый патентообладатель сможет лишить "Янтарь" этого права, передать его тому же "Янтарю", но на своих условиях, или раздать лицензии нескольким лицам, - говорит юрист.

Генеральный директор "Невского ПКБ" Сергей Орлов от комментариев отказался.

Лев Годованник для 47news

"Невское ПКБ" - старейшее в России проектно-конструкторское бюро надводного кораблестроения, отметившее в январе 2021 года 90-летний юбилей. Организованное в 1931 году, бюро является головным проектантом тяжелых авианесущих крейсеров, больших десантных кораблей и наземных испытательных учебно-тренировочных комплексов корабельной авиации. За 92 года существования бюро по его проектам на 16 заводах в десяти городах СССР было построено свыше трехсот кораблей и судов различных типов и назначений.