Бразилец Перейра рассказал, как посмотрел на беженцев из Украины в Ленобласти. Вроде все ладно, но диктатуры ему не хочется. Посоветовал, как добраться до родины.

Советник представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ Перейра Карнейро Веллингтон на днях посетил пункты временного размещения украинских беженцев в Тихвине и Волхове. Проблем в общении не возникло - он хорошо знает русский.

- Как вы оцениваете условия, в которых находятся беженцы? - спросил для затравки 47news.

- Может в пресс-службу? - с легким акцентом вежливо ответил Перейра.

- Хотелось бы ваши впечатления. Интересно же, - настаивал 47news.

Несколько секунд пораздумав, согласился.

- Условия хорошие, у нас не было замечаний.

- А что люди говорили?

- Большинство хотят вернуться домой, восстановить жилье. Мы, конечно, не со всеми пообщались, но у тех, с кем поговорили, желание вернуться, когда будет восстановлена инфраструктура.

- Есть те, кто хотят остаться?

- Да, конечно. Есть и те, кто уже устроился на работу или интегрировался в другие регионы России с помощью родственников.

- Так все идеально? Никто не жаловался?

- Да, нет. Ни на что не жаловались.

- И ничего не просили?

- Те, кто из Мариуполя, говорили, что нужно ехать и подавать документы на восстановление домов (видимо, речь о получении субсидии — ред.). Обращались те, кто хочет найти родственников. Мы советуем обращаться в специальную службу международного комитета Красного креста. Это касается не только территорий под контролем российских властей, но и других стран. Они помогают найти и установить контакт - так семьи воссоединяются.

Перейра в России с 2020 года. На вопрос о том, почему он так хорошо говорит по-русски, он ответил, что в конце 90-х учился в российском вузе.

- Какие цели и задачи миссии ООН по работе с беженцами из Украины?

- У нас специфическое агентство. Верховный комиссар по делам беженцев имеет международный мандат на защиту их прав во всех странах. Мы следим за их соблюдением. Это нормы, установленные Конвенцией от 1951 года. Россия участница конвенции.

- Допустим, вы видите - права беженцев ущемляются. Какие у вас рычаги?

- Мы пишем рекомендации, налаживаем диалог дипломатическими средствами, стараемся, чтобы права были соблюдены.

- Вы не впервые общались с беженцами из Украины? Ездили на Донбасс?

- Нет. Сейчас там небезопасно. Но мы были в Ростовской области, Орле, Нижнем Новгороде. Нам дали доступ, мы спокойно посетили пункты временного размещения, общались с людьми. В Петербурге в пятницу тоже была встреча. И не только с украинскими беженцами, а из Афганистана, Сирии, Йемена. Ситуация у них не такая благополучная как у украинцев.

- Они в приоритете?

- У них официальный режим, могут подавать на получение гражданства, быстрее все решается. Мы хотим привлекать внимание к беженцам из дальнего зарубежья. Потому, что это такие же люди, нуждающиеся в защите.

- Неужели везде, где были люди из вашего агентства, - все идеально?

- Нет, конечно. Есть ПВР, которые можно улучшить. Например, некоторые находятся далеко от населенных пунктов, есть проблемы с транспортом. Но все же редкие случаи. После наших обращений там появился транспорт. Люди имеют доступ к школам, больницам, банкам и другим услугам.

- На медицину не жалуются?

- Нет, жалоб на медицинские услуги не слышали.

- А на что запрос у беженцев?

- Многие хотят найти работу, особенно те, кто в отдаленных ПВР, - возможности там ограниченные. С пенсионерами есть вопросы. После получения гражданства они начинают получать пенсии, но сложность с подтверждением стажа. В ином случае по минимуму получат. Порой нет необходимых документов, и приходится ехать домой, восстанавливать. Но это решаемые проблемы.

советник представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ Перейра Карнейро Веллингтон

- Не нехватку денег жалуются?

- Они получают некоторые средства. Хорошо работает служба занятости, сотрудники приезжают прямо в ПВР, ставят столы, предлагают вакансии. Те, кто хотят, особенно в Тихвине, находят работу. В Ленобласти есть предприятия, которые нуждаются в рабочей силе. Здесь благополучная обстановке. В других регионах ситуация может быть иная.

- Можно личный вопрос? Как вы стали заниматься этим направлением? Требуется как минимум определенная степень сострадания.

- Да, конечно. В основном у нас работают люди, кто был волонтером, участвовал в гуманитарных проектах, общественных движениях и пошел по пути защиты прав человека. Я когда приехал в Россию в 90-е, то увидел последствия советского периода и процесс становления. Сочувствовал. Ведь сам из Бразилии.

- Круто! Всегда мечтал побывать там.

- Рейс прямой, через Эфиопию, - рассмеявшись ответил собеседник.

- Дорого?

- Главное, что есть, - вновь улыбнулся бразилец и продолжил: - У нас военная диктатура была до 85-го года. У меня было ощущение, что права человека нарушаются во всем мире. В ООН я работаю уже 20 лет.

- Российские власти говорят об эвакуации детей из зоны боевых действия. Украинские власти называют это "похищением". За время вашей миссии вы встречали детей, насильно перевезенных в Россию?

- Мы с таким не сталкивались, не видели детей без сопровождения. Таких случаев не было. В том числе, в Ленобласти. Была лишь одна бабушка с внуком под опекой. Мальчик потерял родителей. Поэтому у нас нет никаких подтверждений, что в ПВРах такие случаи есть. И даже никаких подозрений.

- А по России?

- Мы начали программу в декабре, и пока мы не обнаружили никаких случаев насильственного перемещения. Сейчас продолжаем поездки по России. (Офис начал работу в марте - ред.)

Евросоюз намерен ввести санкции против уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой. Как сообщал ТАСС со ссылкой на европейские СМИ, Брюссель расценил эвакуацию детей из зоны боевых действий как "организацию массовых похищений украинских детей". При этом миссия ООН по работе с украинскими беженцами организованна совместно с аппаратом Москальковой. Перейра сопровождал ее заместитель.

- Вы с властями на каком уровне договариваетесь?

- Централизовано через Москву, через МИД. Есть партнерство с уполномоченным по правам человека, с Красным крестом.

- Вы же, наверняка, с близкими в Бразилии разговариваете. Для них конфликт на Украине - где-то далеко-далеко? Или обсуждают?

- Конечно, жалеют, что есть такой конфликт. Никто такого не хочет, - то ли про нас, то ли про Бразилию сказал господин Перейра.

Беседовал с человеком с другой стороны планеты Виктор Смирнов,
47news

В Ленобласти делегацию ООН встречал вице-губернатор регионального правительства по безопасности Михаил Ильин. 47news благодарит его аппарат за предоставленные фото и видео материалы.