В Узбекистане кругом русская речь, сплошные "Шевроле" и наши колючие морозы. Читайте, сколько собеседник 47news продержался вдали от родины.

47news 13 февраля поговорил с петербуржцем Даниилом, кто на днях вернулся в Россию из Узбекистана.

- Знакомые прикалывались, что соскучился по березам и полям, - сейчас шутит он. - Но на самом деле захотелось увидеться с родственниками, друзьями.

Наш собеседник - 23-летний студент магистратуры, в академическом отпуске. В вузе военной кафедры нет. В Ташкенте он провел ровно полгода. Искать жилье в Узбекистане не пришлось - ехал к родственникам. У соотечественников, по его словам, проблем возникнуть не должно.  

- Все очень просто: не нужно получать никаких виз, достаточно приехать с хозяином квартиры в местный МФЦ, делают временную прописку на полгода. Можешь ее спокойно продлить, насколько помню, не покидая даже территорию Узбекистана. В крайнем случае в 30 километрах от Ташкента граница с Казахстаном. Съездил туда-обратно, можешь возвращаться.

- Что первым бросилось в глаза, когда приехали?

- Наверное, особенности местного автопрома. На улицах одни "Шевроле" - в Ташкенте собственный завод, так что массы могут позволить себе машины только этой марки. На остальные авто высокие импортные пошлины, купить их могут только очень богатые. Глобализация мимо Узбекистана не прошла, так что нарядами местные не выделяются. С точки зрения кухни понятно: традиционные блюда плов, самса, лагман.

- Удалось завести новые знакомства?

- Да, общался в основном с ровесниками-студентами. С девушками через те же дейтинг-приложения, на тусовках в барах. Выезжал под Ташкент кататься на горных лыжах. Узбекистан, скажем так, осколок советской империи. Так что развлечения те же, что у нас. Если говорим о столице, то там большая часть населения - светская. То есть не ограничивают себя рамками ислама. Очень много местных и курят, и могут выпить. Так что пятницы и субботы в барах - тоже распространенная традиция местной молодежи. За пределами больших городов - более ортодоксальное население. То есть сильна традиция - "родился, а к 18 годам родители находят жену".

- Наверное, погода сильно отличается? На берегах Невы все-таки пасмурнее.

- На самом деле, эта зима аномальная, очень холодно. Ударили морозы под минус 20 градусов, а  инфраструктура к ним оказалась не готова ни в плане газового, ни электрического отопления. Сам дней пять ходил по квартире в верхней одежде. А местные шутили - мол, русские понаехали и привезли с собой лютую погоду.

- Как в целом отношение к нашим?

- За шесть месяцев не встретил никакого негатива. Наоборот, все очень приветливые. По-русски практически каждый говорит в Ташкенте. Все вывески на русском, меню в кафе, по телевизору. Даже в новогоднем обращении президент (Шавкат - прим. ред.) Мерзизёев говорит в двух версиях: сначала по-русски, потом по-узбекски. Причем именно в таком порядке.

- Сложился какой-то образ уехавшего россиянина?

- Очень разные социальные группы. Можно встретить и 20-летнего студента-айтишника, 50-летнего предпринимателя, который перевез бизнес в Узбекистан. Где-то читал, что за прошлый год около 1000 компаний открыли там офисы.

- Что с работой для переехавших?

- Если есть навыки в IT, забирают с руками-ногами. Но зарплаты, понятное дело, чуть ниже, чем у того же front-end-разработчика в России (80 тысяч рублей - прим. ред.). Один знакомый в России работал фотографом, там без особого труда устроился то ли на телеканал, то ли в информагентство. Сейчас поехал дальше по Азии.

- А если о ценах?
 
- Сам по себе уровень жизни ниже, чем в России. Национальные продукты ниже в цене. Те, что ввозятся - подороже, но все равно дешевле, чем у нас. Самая главная разница - с лекарствами. Цены там ниже раза в два, чем в российских аптеках.

В октябре Даниил рассказывал 47news о беседе с пограничником перед посадкой в самолет. Тогда его с пристрастием опрашивали: куда, зачем и надолго ли. Петербуржец же ехал помогать отцу, кто перевел часть бизнеса в Среднюю Азию.

- Как теперь встретили?

- Наши пограничники же всегда с недовольными лицами сидят, так что это нормально. Прохожу паспортный контроль при выходе с самолета, женщина посмотрела паспорт. Разговор был короткий: "8 октября вылетали?" - "Да". "А что так долго были там?" - "Работал". "Все, держите паспорт, до свидания".

- По наблюдениям, в Россию сейчас больше соотечественников летело, чем в октябре вместе с вами - в Ташкент?

- Больше. Возможно, пошла такая тенденция на возвращение. Но все равно больше лиц из Средней Азии.

- Как родственники отнеслись к идее вернуться?

- Разумеется, уговаривали не ехать: мол, непонятно, что будет завтра. Очевидно, что в свете политических событий там ощущаешь себя в безопасности. Но я все взвесил. Учитывая, что у меня на руках нет мобилизационного предписания, срочную службу не проходил, все налоги оплачены, выезд за пределы России не закрыт, остаюсь достаточно мобильным. Решил вернуться на неопределенное время, но если что, всегда смогу выехать. Пока у нас затишье, почему бы и нет. А поскольку у меня официальная отсрочка от призыва, могу еще минимум год жить в России спокойно. Если снова запахнет жареным - снова поеду в Узбекистан или в другую страну.