Тема объединения города и области, неожиданно исчезнувшая несколько месяцев назад из речей политиков и средств массовой информации, отнюдь не закрыта. В умах региональных стратегов рождаются все новые и новые схемы объединения двух субъектов федерации. Причем, коль скоро на высшем уровне договориться в ближайшей перспективе не удастся - а это уже всем очевидно - администрация Петербурга, как главный локомотив проекта, похоже, решила пойти в народ.

Петербург не хуже Токио

На минувшей неделе контуры этой идеи были в общих чертах озвучены на петербургском форуме «Стратегическое планирование в городах и регионах России». За одним из «круглых столов» прозвучал доклад советника Валентины Матвиенко профессора Бориса Усанова, посвященный созданию Петербургской агломерации.

Понятие городской агломерации включает в себя скопление населённых пунктов с интенсивными производственными, транспортными, бытовыми и культурными связями. В случае с нашим регионом под это понятие, с точки зрения профессора, попадает территория Санкт-Петербурга и примыкающих к нему шести муниципальных районов – Всеволожского, северной части Гатчинского, восточной части Кировского, частей Выборгского, Ломоносовского и Тосненского районов. На карте агломерация охватит примерно 60-километровую зону вокруг мегаполиса.

Критериев для создания агломерации существует немало. В числе основных - так называемые массовые «маятниковые миграции» - ежедневные поездки в Петербург жителей Гатчины и Всеволожска, Тосно и Токсово, едущих в город на работу или учебу, за покупками или в театр. По подсчетам социологов, у нас не менее 150 тысяч человек, живущих в 1,5 часовой доступности от мегаполиса (подробнее о том, что такое городская агломерация можно прочитать в российской Википедии).

Создание агломерации должно оптимизировать транспортное сообщение внутри территории, усилить экономические и хозяйственные связи, решить проблему нехватки земли в одной ее части за счет другой.

По мнению специалистов, в мире есть немало примеров эффективно действующих агломераций – Токио, например, Сеул, Мехико или Нью-Йорк. В России существует своя - московский столичный регион, в который помимо Москвы входят небольшие города - Мытищи, Химки, Реутов, Подольск, Люберцы.

Оформление Петербургского мегаполиса позволит администрации города решить самые существенные вопросы объединения – территориальные. У города, наконец, появятся возможности для освоения новых пространств, строительства современных магистралей, промзон, жилья.

«Согласие – есть продукт…»

Проблема в том, что не существует ни научного определения агломерации, ни правовой базы, позволяющей создавать ее и управлять ею. Однако, по мнению представителей городской администрации, есть, по крайней мере, два варианта правового оформления территории. Первый лежит в русле добровольного объединения и сотрудничества муниципальных образований. Второй предусматривает создание отдельного административного округа со специальным статусом. Такая форма позволяет не ломать существующие границы территориальных образований, а значит избежать болезненного процесса объединения субъектов, против которого так категорично возражает областной губернатор Валерий Сердюков.

Петербургская агломерация - уже не просто теоретические разработки ученых, она упоминается в Концепции социально-экономического развития России до 2020 года. Работает над конкретным воплощением идеи и Леонтьевский центр.

Однако все разработчики уверены: главное условие, которое требуется для успешного старта – инициатива снизу. Государственное «принуждение к дружбе» здесь не сработает. Формирование агломерации, и это особо подчеркнул профессор Усанов, не является ни технологическим, ни административным процессом, это скорее процесс согласия, поиск путей эффективного управления территорией, возможный лишь при условии ясного разграничения полномочий между федералами и местным самоуправлением. А согласие, как учил нас незабвенный монтер Мечников, есть «продукт при полном непротивлении сторон». Непротивление же возможно, если представители муниципальных органов власти в шести упомянутых выше районах будут активно способствовать этим реформам.

Кто донесет идеи Смольного до масс?

Таким образом, совсем в иной плоскости перед нами предстают грядущие в 2009-м выборы в муниципальные органы самоуправления. Петербургу для реализации задачи просто необходимо будет посадить на эти места людей, одержимых идеей петербургской агломерации. А значит, городская администрация может стать на этих выборах одним из основных игроков. Задача на первый взгляд не самая сложная, ведь обычно на этом уровне проходят лишь "бои районного масштаба", где сталкиваются локальные интересы местных политиков, бизнесменов и латифундистов, воюющих за льготы на земельные участки. Эксперты-политологи, впрочем, скептически оценивают шансы тех, кто будет двигать идеи Смольного в массы. За последние годы городская власть, по их мнению, растеряла все навыки серьезной предвыборной борьбы особенно на муниципальном уровне. У нее попросту нет команды, способной эффективно работать там, где невозможно задействовать административный ресурс. Ведь для реализации этих планов надо провести в муниципальные советы около сотни «своих» людей. Да и областные власти, коль скоро увидят подобные телодвижения, вряд ли будут спокойно наблюдать за ними.

Впрочем, острая политическая борьба может иметь, по крайней мере, один позитивный результат: интерес населения к самим выборам повысится, и в итоге область получит более работоспособные органы местного самоуправления. Учитывая, что к этому времени в полную силу заработает 131 закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», существенно расширяющий их права, нам должно быть далеко не безразлично, кто будет здесь рулить.

Андрей Молчанов