47news пробрался в известное здание на Фонтанке, где идет реставрация хранилищ самой большой коллекции газет в мире. Для начала, там настежь открыты окна.     

До конца 2024 года должен быть исполнен контракт на реставрацию-ремонт кровли фасадов здания "Институт Екатерининский" на Фонтанке, 36. Где, как известно, располагается газетный фонд Российской национальной библиотеки, а сам объект - культурного наследия федерального значения. Стоимость работ 398 млн рублей, победитель конкурса - петербургская компания "Строительное дело-СГ". Работы начались в сентябре.  

photo_2022-12-25_16-38-03.jpg

Современный вид здание приобрело в 1807 году по проекту Кваренги. Отдел газет РНБ - с 1950 года. Эти стены помнят и видели очень многое, - гласит путеводитель. Здание находится под охраной КГИОП.

Журналист 47news был здесь в 2003-м - и все по-прежнему. В 73-м, наверное, было также - грубо окрашенные бежевые стены, высоченные сводчатые коридоры освещают тусклые лампы, а под ногами истончившаяся красная дорожка. Вдоль стен шкафы, помнящие как минимум Хрущева. Запах особенный, бумажный, но с толикой затхлости и сырости. Медленно исчезают в кабинетах с архаичными табличками призраки в темно-синих халатах - это сотрудники. На них до сих пор косятся бюсты вечно великих. (Снаружи не менее уныло, разве что печали потрескавшимся фасадам добавляет зеленая строительная сетка).    

Аванс компании-строителя на нынешний год - 48 млн. Судя по происходящему, подрядчик решил сначала поменять окна, а значит демонтировать древние рамы. Визг перфораторов, строительная крошка - все как полагается для большого ремонта. Идем, все вокруг в бетонной пыли, она везде - на полу, стенах, столах, перилах. Для газетного фонда это оказалось непростым испытанием.

Так, одно из хранилищ состоит из помещения, разделенного на два этажа металлическим ярусом - сваренными листами железа с зазорами по периметру. И если в нижней части газеты убраны либо укрыты, то верхняя осталась беззащитна. Небрежно повешенная вдоль раздолбанных окон дырявая пленка не спасает. Провожу пальцами по нескольким папкам, где подшиты давно ушедшие коллеги-журналисты. После первого же касания вся ладонь в строительной пыли.

На Фонтанке, 36 хранится самое полное в мире собрание русских газет Российской Империи (от светских до духовных), правительственная и оппозиционная пресса с петровских времен (от русского до европейских языков). Более 800 тысяч единиц хранения.  

В том хранилище, где я побывал, периодика с 1917 по 1931 год. У тех, что выпускались в Гражданскую войну, есть особенность. На бумаге экономили - она тоньше обычной. К таким газетам необходим очень особый подход к хранению, - отметил один из специалистов.  

Кстати, в хранилище есть специальные люди - пыльщицы. Они ухаживают за стеллажами специальным образом - клининговую компанию для этого не наймешь. Последний раз пыльщицы работали как раз незадолго до начала замены окон. На все фонды РНБ их всего пять человек, план работ расписан на недели вперед. 

Петербургская компания "Строительное дело-СГ" принадлежит непубличному бизнесмену Николаю Сотникову (владеет парой фирм по управлению недвижимостью). Оборот в прошлом году 56 млн, прибыль около 1 млн. Самый значительный госконтракт до РНБ был на капремонт административных зданий Университета в Пушкине за 213,5 млн рублей. До этого суммы кратно меньше.  

Проблема не только в пыли. Как рассказали мне в РНБ, замена окон в помещениях фондов недопустима в зимнее время, когда разница между параметрами наружного и внутреннего воздуха особенно велика.

- Неизбежны значительные изменения температуры и влажности. А допустимые суточные изменения — не более 2 градусов и не более 5% относительной влажности. При длительном открывании окон влажность в помещении сначала снизится, а потом станет такой же как на улице - зимой 80-90%. При этом норма для хранения бумажных материалов 45-55%. Допустимые пределы температуры 16-24 градуса, — тщательно подсчитал один из хранителей (так его назовем), добавив, что при высокой влажности происходит прочное слипание листов бумаги между собой.

То, что большая часть фонда не оцифрована, оптимизма не добавляет.

В одном из масштабных залов заметно и нарушение логики строительства на уровне здравого смысла - из дырявой кровли бежит вода на свежеустановленные окна. Они из дерева, стоят, видимо, недешево. А сыростью тут несет действительно.  

По словам еще одного собеседника, частые и с большой амплитудой колебания температуры и влажности воздуха еще более опасны, чем крайние значения этих показателей (здесь вспомним те температурные качели последней недели).

- При заметных суточных колебаниях бумага подвергается частой смене набухания и сжатия. Следствием являются деформации материалов - коробление, морщинистость, складчатость, отслаивание красок, осыпание поверхностного слоя. Бумага хрупкий, гигроскопичный органический материал, требующий особенно стабильного микроклимата, - говорит собеседник.

В понедельник, 26 декабря, подрядчик должен приступить к замене шести окон в читальном зале. Он невероятных объемов с колоннами по периметру. Насколько известно нашему изданию, периодику и книги отсюда эвакуировать подрядчик не собирается. Тем временем, и здесь видны потеки с крыши над окном под замену, а массивные люстры недавно мыли - там сотни элементов, протирали каждый.  

Отметим, что в РНБ есть подразделение Федерального центра консервации библиотечных фондов, который занимается вопросами хранения. По предварительным данным, при планировании замены окон, подрядная организация свои действия с центром не согласовывала.

На момент подготовки публикации связаться с гендиректором компании Строительное дело СГ Ириной Елизаровой не удалось. Мы нашли ответственного за проект, но он отказался обсуждать ход работ на Фонтанке, 36. В офисе пообещали передать вопросы руководству.   

47news связался с директором РНБ Владимиром Гронским и задал два вопроса: знает ли он о рисках замены окон в зимний период и фондах в пыли. После секундной паузы собеседник повесил трубку и больше не отвечал.