Настоятель церкви расшифровал 47news речь патриарха об отсрочке мобилизации для священников. Читайте о молитве и войне.  

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 22 декабря в своём докладе на Епархиальном собрании высказался на тему мобилизации. Предстоятеля беспокоит, что законодательно не закреплена отсрочка для священнослужителей.

"При этом святые каноны Церкви строго запрещают священнослужителям вступать на военную службу. На самом деле, несмотря на пробел в законодательстве, многим в руководстве нашей страны очевидно, что задача духовенства не в том, чтобы участвовать в вооруженных действиях с оружием в руках", - говорит владыка в докладе.

Получается, стрелять священникам запрещено, а благословлять на это прихожан - можно. Разницу 47news объяснил настоятель храма Всех Святых в Гатчине, директор Санкт-Петербургской академии теологии и искусств Александр Асонов.

- Всё дело в исторических канонах православной церкви, назовём их административными правилами. В соответствии с ними человек не имеет права служить божественную литургию (главная служба в православии), если он стал причиной смерти другого, пусть даже по неосторожности. Он остаётся чадом церкви, общается с ней через таинства, то есть не низвергается из сана, - говорит наш собеседник. - Однако священники могут служить на благо Отечества там, где находится поместная церковь. Это может быть Россия, Белоруссия, Чехия, Сербия, Греция и так далее. Могут быть капелланами. Это не секрет, что сейчас очень многие находятся там. Наверное, 99,9% прошений, чтобы направили работать полковыми священниками, - добровольные. Потому что никто не может человека заставить сделать подобное.

47news недавно говорил с матерью протоиерея Михаила Васильева. Священника называли "батюшкой ВДВ", он возрождал военное капелланство ещё в Чечне. В 51 год, во время восьмой поездки на СВО, погиб при артобстреле. Президент присвоил Васильеву звание героя России посмертно, отпевали в Храме Христа Спасителя.

- Но в то же время священники напутствуют мобилизованных, которые отправляются на СВО, - не отставал от теолога 47news.

- Благословляют в том смысле, что церковь молится за воинство - за людей, которые исполняют свой долг перед Отчизной. Молятся о том, чтобы эти воины оставались людьми, не превращались в военных преступников. Чтобы не ожесточались их сердца, не было озлобленности внутри по отношению даже к врагу. К сожалению, война - неизбежность, которая существует на протяжении всей истории человечества. И хотя церковь всегда выступает против любых военных действий, в то же время понимает, что бывают конфликты, когда политические противоречия разрешаются только подобным образом. Молятся же о мире во всём мире не только во время боевых действий, а каждую божественную литургию. В самом её начале звучит молитва, называется ектения, второй стих - прошение, так и звучит: "О мире всего мира, благосостоянии святых божьих церквей и соединении всех". То есть молитва о том, чтобы был мир, чтобы все церкви христианские были в благополучии, чтобы у всех всё было хорошо, и единстве между людьми.

- Те, кого благословляют, уезжают за победой. Под этим подразумевается нарушение шестой из десяти заповедей - "Не убий".

- Заповедь из Ветхого завета, которую вы упомянули, - одна из десяти в Законе Моисееве, её нельзя вырывать из контекста. По легенде, когда он эти заповеди на скрижалях принес народу Израиля, первое, что они сделали - пошли и завоевали землю. Если сейчас посмотреть совсем обывательски, то она нарушается всеми. Иудеями тоже, потому что на территории страны постоянно идут боевые действия. Но от этого не становятся менее религиозными и порядочными.

Возникает вопрос - о чём тогда вообще эта заповедь? По иудейской традиции - о том, что нужно держаться гуманистических законов. То есть в каждом человеке видеть личность, достойную жизни. Христианство этот смысл дополняет: не культивировать гнев внутри себя, в сердце. Это касается не только геополитических процессов, но и обычных отношений.

Человек так устроен, что не может без конфликта. Например, возникает необходимость защищать свою семью, вынужден брать в руки оружие. Палку, камень, топор, ружьё - что угодно. Если буквально следовать заповеди, он не должен защищать семью, а отдать себя и близких на растерзание. Получается, он не любит родных? Он не убивает того, кто нападает, не оказывает сопротивления, и в каком-то смысле становится соучастником убийства своих родных и близких.

- Среди нынешних священников есть бывшие военнослужащие, в том числе с боевым опытом. Допустим, призывает такого человека военкомат или он отправляется на фронт добровольцем. Сможет вернуться?

- Любой священнослужитель может свободно сделать выбор, чем хочет заниматься. Подать прошение на имя правящего архиерея, согласовать, получить благословение и стать военнообязанным в прямом смысле слова - исполнять долг с оружием в руках. Но никто не отменяет канонов, они все равно включаются.

В истории Русской православной церкви много случаев, когда священнослужители исполняли свой долг с оружием в руках, а со временем церковь попускала вернуться к служению. В Великую Отечественную войну было много историй, когда священники с  оккупированных территорий уходили в партизанские отряды и потом входили в регулярную армию. Многие получили награды за боевые заслуги. Одна из самых известных историй - о Псковской миссии (работала в регионе в 1941-1944 годах. Историки полагают, что в создании участвовал и режим Гитлера, и советская разведка - прим. ред.).

Упомянутые каноны - аналог юридического кодекса у мирян. Нормы могут меняться, поправки принимают на Вселенских соборах. Последний проходил в 787 году на территории современной Турции.

- Есть в церкви неизменные положения, неизменные догматы. А каноны были либо откорректированы, либо в прямом смысле дополнялись какими-то поправками. Например, до пятого века в православной церкви было принято, что епископами становились женатые священники. А начиная с седьмого века епископами могут стать лишь монашествующие, - заключил собеседник. — Значит ли это, что в пятом веке были неправильные епископы? Нет, просто на тот момент был такой порядок. Это не хорошо и не плохо, просто церковь развивается и понимает, в каком ключе существовать гармоничнее.