Из Китая нам объяснили, почему их интеллигенция пошла против линии партии. 47news увидел сходство с россиянами.
По Китаю прошла волна протестов против "нулевой толерантности" к коронавирусу, названная "революцией чистого листа". Из-за драконовской цензуры люди выходили на улицу с пустыми А4, выставляли в соцсетях белые скриншоты. 47news поговорил с Владиславом*, кто 4 года назад переехал в Китай и сейчас развивает небольшой бизнес в Шанхае — эпицентре народных возмущений.
- Влад, скажи, какая сейчас обстановка на улицах? Продолжаются ли протесты?
- Протесты идут до сих пор. Но я бы хотел начать издалека, чтобы ты понимала, почему так случилось. В Шанхае с марта по май был карантин. В некоторых городах на севере и в Синьцзяне, где сейчас произошел пожар, люди были закрыты с лета и по сей момент.
В Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного округа, 24 ноября прошел пожар. В доме погибли по меньшей мере 10 человек. Эвакуации и проезду пожарных мешали ковидные ограждения и электромобили, которые разрядились, пока жители были под локдауном.
Дворы в Китае устроены не так, как в России. Это, как правило, несколько домов, которые окружены забором и имеют свою охрану. Безопасности больше, но в локдаун это сыграло в минус. Территорию закрыли, а за управление взялись волонтеры.
- Волонтеры — это те люди в белых защитных костюмах и масках?
- Да, поначалу они реально были волонтерами и на добровольных началах помогали медикам, а сейчас они получают зарплату и за эти деньги, грубо говоря, кошмарят народ. Они закрывают людей. Домашних животных могли избивать на глазах хозяев. Людей тоже избивали и закидывали в карантинные машины, чтобы их увезли в карантинные центры — места, которые больше похожи на фильтрационные лагеря. Это коробка из тонкого железа, из которой нельзя выйти. Сколько ты в ней просидишь — русская рулетка. Иногда там сидели даже люди с отрицательным тестом.
- Звучит так, как будто у тебя к волонтерам личная неприязнь.
- Я не могу говорить за всех, но все, с кем я общался, негативно отзываются о них. Мы с моей девушкой-китаянкой во время локдауна тоже помогали с доставкой за небольшую комиссию. Бывает, что привезешь посылку, а эти люди в костюмах лежали, в телефон играли или спали. Они не делали свою работу нормально, но кричали на других. В сети были видео, где с ними дерутся, но, я думаю, что лучше договариваться языком. Будешь препятствовать — тебя осудят и оштрафуют за то, что ты противодействовал работе волонтеров.
- Если все были так недовольны, почему массовые протесты не начались тогда?
- Я думаю, дело в самих китайцах. У нас очень похожий менталитет. Они, как и мы, быстро забывают плохие вещи. Когда их выпустили после того локдауна, они очень быстро перестали об этом думать и дали понять правительству, что их можно дальше лепить, как пластилин.
- Подожди секунду. А что у тебя за звук? Это на улице кричат? - пока мы разговариваем, на фоне слышны громкие голоса и глухой шум.
- Ты слышишь, да? Это так зазывают на тесты. Раньше это было раз в неделю, а сейчас почти каждый день. Волонтеры проходят с рупором по всему двору, а потом на 10-30 минут ставят записанное сообщение. Бывало, что чувак (нецензурное слово) оставит рупор на лавочке и уйдет, и он на полную катушку работает в течение часа. После того, как людей собрали на тесты, громкоговоритель снова ставят, и он может несколько часов повторять одну и ту же фразу. Обычно это происходит по вечерам, потому что они выбирают момент, когда люди приходят с работы. По идее тесты добровольные, но это какие-то гестаповские методы, потому что даже, если окно закрыто, ты все равно слышишь и через какое-то время дуреть начинаешь.
- Вернемся к протестам. В новостях Шанхай упоминался как один из центров народных недовольств.
- Шанхайцы — это свободолюбивый народ. Местные элиты, не сказать, что европеизированные, но у них очень развито чувство самосознания. Они понимают, чего хотят, думают в разрез официальной повестки и партии. Если сравнивать с Россией, то это питерская интеллигенция. Но, как и в любом большом городе, этих местных 5-10%, а большая часть жителей — это приезжие. Коренные шанхайцы знают английский и часто уезжают за границу.
Ты, кстати, слышала, что сейчас проблемы с выдачей загранпаспортов в Китае? Выезд за границу на данный момент — нежелательное событие. Они объясняют это тем, что там холодно, тяжело, коронавирус, убийства и все остальное, а у нас хорошо.
- На протестах были в основном шанхайцы?
- Я не считал, не знаю. Но догадайся с трех попыток, какое у правительства объяснение протестов.
- Какое-нибудь иностранное влияние?
- О, вот точно! Это же иностранное влияние. Foreign forces, как они это называют, запустили руку в благочестивый пролетариат и подняли бурление в массах. Они это объясняют тем, что на всех видео, где скандируют, что кое-кому пора в отставку, слышно гонконгцев и китайцев. Рука запада, как говорится. Но, если послушать эти видео, то там нет никакого намека на традиционный китайский (в Гонконге и на Тайване говорят на традиционном китайском, который отличается по звучанию — ред.). То есть это обычные люди, а не те, кто устраивал протесты в Гонконге, или хочет независимости в Тайване. Но самое страшное, что большинство даже не пытается анализировать. Им сказали, что это иностранное влияние, и они поверили.
- Это тоже часть менталитета?
- Мне кажется, это из детства. Не секрет, что у китайцев в детстве нет никакой личной жизни, только школа. Я очень мало вижу подростков, которые гуляют с друзьями. Чаще всего у них просто дорога от школы до дома, потом внеурочные классы. Они живут в тепличных условиях, а потом вырастают без самосознания и критического мышления. Как пластмассовые манекены. У меня есть знакомая, которая работает в государственном учреждении. Она не в восторге от ковидных мер и говорит, что понимает, почему люди бастуют. При этом она считает, то, что они против товарища Си выступают, — это ни в какие ворота. И я не понимаю, как человек в почти 40 лет не может логическую цепочку провести между тем, что люди стоят на улице с белыми листами, и тем, что они требуют отставки?
- Как так получилось, что люди, которые, как ты говоришь, совершенно без самосознания, вышли на протест?
- Шкала терпения копится. После пожара власти заявили, что люди сами виноваты, что не смогли выйти, потому что понаставили машины. А железные штыри в двери тоже они вваривали? А замки на подъезды вешали и заборы ставили тоже они? При том, что по телевизору и в интернете давно говорили о том, что будет, если в таком доме произойдет пожар.
Люди, которые вышли на протесты понимают, что, если они сейчас промолчат, то же самое будет в Шанхае с их родственниками, друзьями, детьми. Если это на тормозах спустить, хотя бы не обратить внимания, то правительство так и будет думать, что все правильно: народ это проглотил, значит, дальше можно закрывать.
Даша Санжеева,
47news
После акции в Гуанчжоу, где протестующие столкнулись с полицией, смягчили ряд ковидных ограничений. В том числе, отменили массовое ПЦР-тестирование. По данным Reuters, отказаться от части мер в ближайшее время также планируют в крупных городах Китая.
*имя изменено по просьбе собеседника.