Исследователи МГППУ выяснили, что активная и осознанная позиция обучающихся помогает выбирать полезный контент в Интернете и способствует развитию профессиональной самоидентичности. Результаты исследования опубликованы в журнале Психологическая наука и образование.
По словам исследователей вуза, очень важно изучить факторы, которые способствуют конструктивному использованию Интернета в целях обучения и саморазвития. А также нужно понимать, что приводит к так называемому проблемному использованию: избеганию и откладыванию решения реальных проблем, эмоциональной зависимости от реакций в Сети.
В исследовании говорится, что активный интерес и осмысленный, осознанный подход обучающихся к учебной деятельности (субъектная позиция) лучшая защита от проблемного использования Интернета. Такая позиция молодых людей позволяет им проводить оптимальное время в Интернете и меньше эмоционально зависеть от происходящего в Сети.
К сожалению, часто родители и учителя поддерживают склонность учащихся соответствовать всем внешним требованиям. Это подкрепляет объектную - пассивную и подчиненную позицию, и не способствует самостоятельности учащихся и активному поиску себя в социальной жизни, рассказала РИА Новости декан факультета Консультативная и клиническая психология МГППУ Алла Холмогорова.
Склонность учащихся к чрезмерному послушанию и их повышенная зависимость от внешних оценок увеличивают риск подверженности разного рода манипуляциям, которыми наполнено пространство Интернета, добавила она.
Субъектная позиция важна и для развития профессиональной самоидентичности, считают исследователи. Поэтому учителям и родителям важно научиться поддерживать молодых людей в самостоятельном поиске способов решения проблем и формировании своей собственной точки зрения. Сотрудниками МГППУ разрабатывается рефлексивно-деятельностной подход к трудностям в обучении, который призван помочь педагогам и родителям оказывать эффективную помощь обучающимся, способствующую укреплению их субъектной позиции.