Где беда, там всегда аферисты - в мире СВО барыши приносят надежды близких. 47news сыграл на жадности проходимцев.
Жены и матери пропавших без вести не только обрывают телефоны Минобороны, но и бросаются на поиски в сети. Конечно, на запах горя приходят мошенники. Они мониторят соцсети, выуживают. Затем связываются в телеграме с родственниками. Представляются по-разному.
“Здравствуйте. Я украинский журналист "NewsOne". Мы просматриваем группы о пропавших людях. Если данные совпадают с нашими списками, оповещаем родственников. /Ваш родственник/ есть в списках военнопленных в Украине. Обращайтесь в “Военную Комендатуру Днепра”, - пишет некий Alex Rosk. И ссылка.
Всё бы ничего, но украинский телеканал NewsOne прекратил вещание в начале февраля 2021 года. Возможно, расчет на то, что сайт по-прежнему открывается. Но если присмотреться, то ни одной новости про конфликт на Украине, но много про коронавирус. Журналиста такого и вовсе не сыскать.
В профиле “Комендатуры” условие: Запрос о поиске без вести пропавших 5000 тысяч рублей. Общение начинают резво, требуют: “Ваше ФИО, кого Вы ищете: ФИО и г.р. пропавшего. Кем приходитесь? Какой позывной? При каких обстоятельствах пропал?”. Представились сестрой. После отправки данных вымышленного “Максименко Евгения” пришло сообщение: “проверяем информацию”. (И все на Вы)
20 минут ожидания, видимо, психологически выверенно. Представьте, на экран смотрят родственники. Для начала проходимцы возмущаются: какие, скажем так, нехорошие русские. “...по этому (здесь и далее орфография оригинала сохрнена - ред.) введены правила! …Запрос на поиск военнопленных платный …В списках военнопленных Максименко Евгений Олегович 23.06.1980 есть!”.
- И что делать? - спрашивает “сестра”.
Пауза-ответ, мол, он “трехсотый”, тяжело ранен, находится на территории Украины в каком-то из госпиталей. Предлагают альтернативу - либо обзваниваете все больницы Украины, либо платите нам. Бьют по больному: “Далее подскажем каким образом Вам можно связаться с пленным и как подать заявление на обмен”.
- Хорошо, я согласна.
- 2204120105470724, ответ будет в течениИ часа.
- Это номер карты?
- Да.
- А если я отправлю, а вы ничего не ответите?
- Ответ мы дадим в любом случае, в течениИ часа.
И давят-давят на педаль: “Если состояние пленного нормальное, то постараемся предоставить возможность пленному связаться с Вами, в худшем случае попросим сделать фото, других варинтов предложить не сможем”. (Опечатки у них дело обычное).
Но это не все. “Комендатура” требует написать заявление на целого полковника Володимира Ковалева. Присылает образец рукописного заявления. На украинском.
- Я по-украински писать не умею, - говорит как бы сестра.
- Можете на русском, с этим проблем нет! Это у Вас по ТВ рассказывают, что у нас Русский запрещён, хотя как видЕте мы с Вами на нем и общаемся.
Хорошо. Отправили. В ответ напоминание о деньгах. Смотрим номер карты. О как, родной Сбербанк. Аферисты объясняют, в гривнах им прислать проблематично (надо же), лучше через “Сбербанк Онлайн”. Сестра думает. Ей присылают документ и мгновенно удаляют. Играют. Пришлось повышать ставки.
- 100 тысяч за запрос и возможность поговорить, если покажете справку - я пойму что вы реально связаны с государственными структурами.
Жадность никто не отменял, прислали. Выяснилось, что ксерокопию справки на украинском от 16 октября из больницы города Черкассы. В ней наш вымышленный Евгений Максименко. Поступил якобы 30 сентября с тяжелыми травмами, находится на ортопедо-травматологическом отделении. Лечащий лiкар Самойленко В.I.
Мы связались с больницей. Девушка на том далеком конце провода ответила, что сроду такого доктора не было, ищите на нейрохирургии. Там тоже не нашлось.
А вот еще одна такая же, от того же числа, но на другого пропавшего без вести бойца.
Его супруге сообщили, что документ из больничного архива и теперь нужно заплатить за актуальный запрос. По сути, справка - это манок. Он и успокаивает - Черкассы вдалеке от боевых действий, а раз лечат, значит, не убьют. После 5 тысяч за запрос наверняка последуют предложение оплатить звонок (с плохой связью, не разобрать кто), получить фото и внести в “списки на обмен”.
Что касается авторов зарабатывания на родственниках пленных, то варианта два. Может, подвид колл-центров на Украине, что выманивают деньги у стариков. Но так могут исполнять и наши мошенники.
Кстати, когда жена пропавшего также связалась с больницей и услышала, что доктора Самойленко там нет, она переспросила у “Комендатуры” как же так.
Там возмутились:
- Что Вы этим хотите сказать? Что мы нарисовали справку?
Да-да, хлопцы, точно нарисовали.