"Если вы немедленно не явитесь в военкомат, то …" - такой текст все чаще слышат по телефонам петербуржцы и жители Ленобласти. Так устроена спецпропаганда, но и ее можно вывести из себя.
- Уже ухожу из поликлиники, где я работаю терапевтом, как раздается звонок на Viber. Мужской голос представляется сотрудником военкомата. Фамилию не очень помню – похожа на Бортников… И с порога заявляет – дословно – "вам надлежит в ближайшее время явиться в военкомат, с собой иметь то-то и то-то!" - говорит журналисту 47news петербурженка Татьяна.
- Я сначала опешила, а потом отвечаю: "А вы уверены, что я в 60 лет должна быть мобилизована как военный медик?" И тут начинается агрессия. Мата, конечно, не было, но что-то немыслимое – если вы не явитесь, то у нас с сегодняшнего дня есть право сломать вам дверь в квартиру… Я бросила трубку. Меня колотило. Я даже пожалела, что бросила трубку, что не ответила ему так, как надо было, типа, шел бы ты… - до сих пор эмоционально вспоминает наша собеседница.
Когда автор ее слушал, то с улыбкой "перелистывал" прошлые лекции на военной кафедре в Ленинградском университете. Ведь моя военно-учетная специальность именно про это. Спецпропаганда называется.
- Чуть успокоившись, я подумала: в какой военкомат мне идти – не сказали, что такое – в ближайшее время? Если мошенники, то им же деньги нужны, - логично анализирует Татьяна. Но это сегодня, а тогда – вспомним – ее это выбесило.
Журналист взял у нее телефон звонившего, прекрасно понимая, что он фейковый – выбранный наугад и подстроенный с помощью компьютерной программы для подмены номера. Все же позвонил на него для чистоты эксперимента. Совершенно адекватный мужчина искренне удивился на том конце провода: "Извините, ни в какой Санкт-Петербург я никому не звонил". (Кстати, номер был белгородский).
Или вот: 19 октября в обед на тот же Viber позвонили петербурженке Дарье (номер также был белгородский). "Мне представился мужчина как Роман Бердников. Сказал, что мне нужно явиться в военкомат нашего региона. Я тут же спросила – какого именно региона? А мне ничего не ответили, но потом голос продиктовал, что время у меня на сборы – 24 часа. И, наконец, что-то там про уголовную ответственность за уклонение от частичной мобилизации. И голос его был очень грубый, резкий. "Еще раз повторяю тебе …". Неужели военные так сейчас стали разговаривать?
При всем сарказме, что представляются недавно назначенным командующим Западным военным округом Романом Бердниковым, - это работает в том месте, куда этот спам направлен. В нервы.
Вернемся к азам спецпропаганды. Этот жанр создан не только для солдат, военнопленных противника. Окучивается и мирное население. Задача одна – в нужное время, а частичная мобилизация подходит идеально, создаются десятки тысяч телефонных ситуаций (раньше это были поддельные агитационные листовки), при которых абонент злится, теряется, пугается и так далее. Да, кто-то ржет, сразу понимая, что происходит, но большинство мыслят болезненно.
Они звонят знакомым, пересказывают, возмущаются, переспрашивают, ужасаются, негодуют, затем кто-то что-то преувеличивает, путает, пишет в соцсетях и, наконец, на выходе получается примерно следующее: "У моей знакомой сотрудники военкомата сломали дверь". Это и есть нужные ингредиенты для паники. Но есть и противоядие. Прелестное.
Способное поднять настроение на этой стороне. Так, если вам звонят мошенники (а эти за последние пару лет обзвонили, пожалуй, уже миллионы россиян), то можно так неожиданно поразговаривать с представившимся от имени сотрудника Центробанка РФ: "А вы за Украину или за нас?". Это не теория. На днях журналист нашего издания именно таким вопросиком встретил проходимца (ведь колл-центры по выкачиванию денег тоже на Украине).
- Этот представитель "службы безопасности банка" тут же сорвался. И голос его даже изменился. Начал что-то нести про то, кто на кого напал. А я ему, мол, а почему вы до сих пор в банке, а не в окопах? Он совсем обезумел и обозвал меня нацисткой. Я смеялась, а он никак не мог бросить трубку, - пересказывает наша коллега Юлия Гильмшина.
Последняя зарисовка важна. Получается, что даже на женской коленке сделанная контрпропаганда - эффективна во время бурных людских переживаний.