На грани мобилизации те ключевые сотрудники, кто управляет процессом устранения аварий на критически важных сетях.

По предварительным данным 47news, компания “Ленэнерго” столкнулась со сложностями при получении брони от мобилизации для диспетчеров. Обывательское мнение об этой профессии не имеет ничего общего с реальностью. По факту, это ключевые сотрудники, чья работа по объему знаний и стрессоустойчивости сравнима с работой авиадиспетчеров.     

- А многие думают, что это как диспетчер такси или вахтер, - смеется один из опрошенных энергетиков. 

Электроснабжающие компании имеют статус системообразующих, относятся к объектам критической инфраструктуры. Бронь для ключевых сотрудников теоретически носит естественный характер. 

Диспетчер должен иметь высшее или профессиональное образование в сфере энергетики и минимум 3-летний опыт работы инженером-электриком. Как правило, монтера в составе бригады, устраняющей аварии. 

- Это логично, диспетчер должен понимать, как все происходит “на земле”. Диспетчерская служба руководит восстановлением электроснабжения, направляет бригады, руководит ими и несёт ответственность за сохранность их жизни и здоровья. Мы принимаем заявки об авариях как от жителей, так и дистанционно на пульт. Далее нужно определить участок и отправить туда бригаду. По прибытии докладывается обстановка и принимается решение, по какому алгоритму идти.    

Стоит отметить, что когда в регионе погодные аномалии - шквалистый ветер, снегопад, переход температуры “через ноль” от плюса к минусу и обратно - аварийные ситуации могут возникать десятками и единовременно.

Степень самостоятельности диспетчера на смене такова, что он имеет право отказаться выполнять указания руководителя, если полагает, что они противоречат правилам или создают угрозу безопасности людей. “...должен в режиме реального времени владеть всей информацией о плановых переключениях и всех изменениях в работе подстанций. ...действовать с учетом реально складывающейся обстановки”.  

- Переговоры диспетчера с бригадой - это не болтовня, а оперативный обмен данными и указаниями. Дается команда, исполнитель ее повторяет. В целом, как в авиации. Все разговоры записываются. Если что-то пойдет не так - выход из строя оборудования, не оптимальное решение, длительное отсутствие электроснабжения у жителей, не дай бог гибель монтера - все будет проанализировано.   

В разделе "ответственность диспетчера" ни много ни мало 35 пунктов - по большому счёту, все они касаются ответственности за ошибки при принятия решений. 

- В смене работает четверо, в их поле зрения несколько районов Ленобласти. В распоряжении у каждого 5 ремонтных и 2 оперативно-выездные бригады. Смена 12 часов, день отдыха. По регламенту должно быть два. При уходе на больничный хотя бы одного диспетчера график резко уплотняется, - говорит собеседник. 

Для обучения требуется от 3 до 6 месяцев. - при условии, что найдётся человек с необходимой квалификацией. Перечисление навыков занимает несколько страниц - от порядка устранения аварий до знания конструктивных особенностей оборудования. Среди официально установленных требований - стрессоустойчивость и способность “быстро и самостоятельно принимать решения”. 

По словам собеседника, в отличие от диспетчеров, электромонтеры бронь получили. 

- Только какой смысл будет от них, если они не будут знать куда им ехать, и понимать, что делатm, - говорит собеседник.

47news рассказывал, как происходит бронирование для получения отсрочки. Но данный момент решение принимается на уровне правительства Ленобласти. Предприятие подает списки с обоснованием в профильный комитет. Там смотрят, проверяют, а затем передают в территориальную комиссию. Курирует процесс вице-губернатор по безопасности Ильин. Затем список уходит в военный комиссариат. Есть вероятность и того, что конкретно в этом случае списки рассматриваются в районной комиссии Петербурга по месту нахождения центрального офиса организации.   

Исторически все юрлица должны вести учет военнообязанных. Некоторые из них имеют право на бронирование критически важных работников, не подлежащих мобилизации. Другое дело, что до последнего времени не все кадровики относились к этому трепетно по причине неактуальности. 

Процедура была всегда, но занимались ей в основном крупные организации с советским прошлым - в том числе электросетевые. Другое дело, что люди приходят и уходят и штатное расписание меняется - есть вероятность, что часть данных становится неактуальной. 

- В начале октября с нас собрали информацию - код профессии, место регистрации и почему-то ответ на вопрос нужна или не нужна бронь, - рассказал один из диспетчеров.  
- Что вам руководство говорит сейчас и какое настроение?
- Ничего толком не говорят. А что мы? Нервно шутим. 

Виктор Смирнов,
 47news 

В Ленэнерго от комментариев воздержались.  

Российский союз промышленников 27 сентября предложил расширить перечень тех, кому предоставляется отсрочка. Мы писали, что одной из отраслей, добивающейся брони стала перевозка отходов. Там уже начали обучать женщин вождению мусоровозов. Просят брони и предприятия по производству пищевой упаковки.