Время сажает девушек за баранку ярких и больших мусоровозов. К ним примкнула и Юля с 47news: "Девчата, мы точно сможем, а потом уж схватим коня на скаку".

Во внутреннем дворе площадки одного из самых крупных перевозчиков мусора, "Спецтранс № 1", шумит лихое настроение. Когда мы сюда приехали, мужчины в спецовках крутились вокруг ярко-зелёного мусоровоза Volvo. В кабине черноглазый мужчина обучал двух девушек крутить баранку.  

На днях “Спецтранс №1” начал эксперимент по обучению женщин-водителей мусоровозов. Девушек в этой профессии до последнего времени не было, но время подсказывает страховочные варианты. Сесть за руль разрешили и мне.

- Права-то у вас точно есть? – прямо вовремя, когда уже всё было решено, спросил зам исполнительного директора Сергей Карагодин.

Я потрясла ключами.

- Ну, ключи - это ещё не значит права, - засомневался он в чём-то, но слишком поздно.

Для сохранности как экспериментатора, так и окружающих, конечно, мне выделили инструктора. Для себя сразу подметила на всякий военный случай – нужно научиться шустро залезать в кабину. Она в два с половиной раза выше меня ростом, и для того, чтобы просто открыть ручку, нужно протянуть свою руку наверх.

  - Раньше ведь и женщин-лётчиков не было. Но женщина должна командовать не только мужем, но и мусоровозом, - не дословная, но цитата-напутствие замдиректора. Между прочим, достойная томика "В мире мудрых мыслей". 

Уж не знаю, какие они - мысли -  были в голове и мужчин, когда к ним пришло это чудо техники, но у меня после посадки в кабину была одна: "Не бойтесь, девчата, сдюжим". Конечно, с различными кнопочками хорошо бы поупражняться, но основное отличие от обычного автомобиля заметила одно – высоко сидишь, далеко глядишь. Кстати, фразу я взяла напрокат у Соловья-Разбойника. 

Ну и само по себе устройство педалей явно рассчитано не на слабый пол. Сиденье можно поднять/опустить и придвинуть. А вот непосредственно ногам приходится непросто. Всё здесь сделано так, что нажимать их, извините, в узкой юбке будет сложно, слишком педали утоплены вглубь и вбок. Максимальная скорость привычная – 90 км/ч.

Когда приноравливаешься к этому элементу конструкции, чувствуешь себя дальнобойщиком. Только из какого-то современного кино. Видеокамеры прицеплены здесь повсюду, так что в момент, когда едешь вперёд, всё время показывают, что происходит сзади, а если поворачиваешь, картинка меняется на боковую.

Принцип классического автомата, "газ/тормоз", ничем не отличается от того, к чему мы привыкли в обычной жизни. Почему-то ребята, занимавшиеся до моего появления хозяйственными делами по бокам площадки,  немного отошли. Но впереди, то есть в лобовом стекле, с телефоном, появился товарищ Карагодин, и было понятно, что он не боится нашествия большегруза под женским управлением.

- Поворачивайте, так, нормально. А теперь сюда, между вот этими машинами, - напутствовал инструктор.

У меня же в голове закрутилась лишь одна фраза: "А разговоров-то было…". Нажимаешь педаль – мусоровоз едет, вертишь рулём – он поворачивает. Спустя пару минут ощущаешь, что руль немного туговат. Но что-то подсказывает – дело привычки. Гидроусилитель для того и придуман, чтобы не думать о таких мелочах, как сколько тонн везёшь.

Попробовали поднять-опустить баки. То есть, сымитировали погрузку и выгрузку мусора. Тут главная хитрость состоит в том, что каждый бак, если он маленький и пластиковый, нужно подкатить к заднему пространству мусоровоза. Сбоку на кузове есть специальный рычажок, давишь влево – железная рука, захватив объект, поднимает его вверх, вправо – опускает.

- Плавнее! Давайте ещё раз потренируемся, - это уже подошёл генеральный директор "Спецтранс № 1" Анатолий Язев. Видать, начинал с того же. 

Если представить, что внутри настоящий мусор, а не пустота, становится понятно, что работа, скорее, непростая. Ну ничего, скажем так, терпимо. Если возникнут сложности, то с большими пухто. К ним надо подъехать задним ходом так, чтобы желоба конструкции ровно вошли в те, что есть на машине. Пространство для ошибки – буквально пара сантиметров. Ну и при исполнении манёвра тянуть рычаг откровенно тяжело.

- Рука устаёт, надо второй помочь, - потянулась я.

Окружающие очень посочувствовали по этому поводу. Если бы это был не журналистский эксперимент, а производственный, попросила бы отметить именно этот пункт красным карандашом. Честно говоря, мне кажется, будь пухто полным, как и положено, успехом бы действие не увенчалось. Либо нужно неоднократно потренироваться.

Второй тип мусоровоза был поменьше и размером примерно с нашу "Газель". Напутствуя, группа товарищей убеждала, что на нём будет проще, ведь он меньше. Сразу скажу, проблема с ним только одна – он на механике, а этот вид коробки мне не очень мил. Руль действительно крутится легче, да и ногам можно расположиться привычным образом. Другое дело, что глохли раза три, прежде чем завернуть тронуться. Но тоже – дело наживное.

Пока примеряла профессию (а могла бы написать – шкуру), поднялся ветер и намеревался задуть ещё сильнее. Две других девушки тоже закончили тренинг и вылезли из кабин. Оказалось, одна работает экономистом-бухгалтером, другая – секретарём. В ближайших планах у начальства отправить их в автошколу, а затем, через месяц-другой после получения прав категории "С", начать осваивать.

Сергей Карагодин

фото Михаил Огнев

Сергей Карагодин на вопрос, уверен ли он, что они бросят свою обычную работу ради мусоровозов, рапортует бойко: "Надо будет, за месяц освоятся".
И, похоже, это не шутка.