Правительство придумало, как выручить бизнесменов, попадающих на фронт, а 47news послушал людей из мира больших инвестиций и тонких настроек. Читайте, что нам сказали коммерсанты от частной стоматологии до гигантов-застройщиков.

47news 5 октября поговорил со знакомыми предпринимателями о мобилизации. Ведь накануне правительство России анонсировало меры поддержки бизнеса, чьи владельцы уходят на фронт. Деловых собеседников мы озадачивали: как быстро можно передать дела и неформальные контакты с властью и кредиторами, если завтра - повестка.

- Никакого плана, конечно, ни у кого нет. Российский бизнес безсистемен и концентрирован на одном человеке, то есть владельце, - он же, как правило, гендиректор, - говорит совладелец трех компаний в сфере частной медицины Дмитрий Кочуров. - Все работает на ручном управлении. Мои оппоненты вам скажут, мол, незаменимых не бывает. Но только не в случае с владельцем, для которого это - дело жизни. Выдерни его, и все развалится. В моем случае - через четыре-пять месяцев. Хорошо, если собственник в годах и не попадает под мобилизацию, но я же по всем критериям подхожу.

Наш собеседник в день начала спецоперации зарегистрировал в областном Кировске частную стоматологию. Параллельно в течение года развивал в районе проект пансионата для пожилых с дополнительными медуслугами. Собственные инвестиции оценил в 10 млн рублей. С началом мобилизации запуск оказался под вопросом.

- Я не против поехать или бывать в зоне спецоперации с определенной периодичностью, но не не хочу, чтобы выдергивали на неопределенный срок. Последствия у этого - катастрофические. У меня только в одной компании под полсотни сотрудников, отчисляем в год по восемь миллионов рублей налогов, - сообщил 47news Кочуров. - От меня объективно тут будет больше толку, чем на фронте. В первую очередь потому, что клиники могут принимать больных и раненых.

Предприниматель в разговоре упомянул мысль, которая пульсирует в головах большинства деловых людей. Собственник бизнеса - это не только дивиденды и отдых с семьей на Мальдивах, но и постоянные переговоры, и набор понятных номеров в телефонной книжке: чиновников, контрагентов, кредиторов.

- Специфика такова, что я лично знаком с руководителями всевозможных контролирующих ведомств в районе, в случае проблем они звонят лично мне. В том числе просят помочь мобилизованным, не отказываю, - рассказал Кочуров.

- Прокручивали сценарий, как перепоручить все эти неформальные отношения?

- Не передашь никому эти контакты. Все на уровне тонких настроек, "химии". Многие откажутся общаться с новичком. В любом случае, ни один наемный сотрудник не будет переживать за бизнес, как владелец. У нас же ответственность на себя не принято брать. Получается, наша власть сейчас перед весами. На одной чаше - поступление налогов, на другой - мобилизация предпринимателей как боевых единиц.

Кластер девелоперов, судя по репликам, к ситуации отнесся флегматично. Генеральный директор группы компаний "Евроинвест", 33-летний Станислав Данелян, рассказал 47news, что в возглавляемой им компании не задумывались о плане действий при вручении повесток топ-менеджменту. Более того, там ожидают, что в ближайшее время девелоперы будут включены в число тех, кому правительство России предоставит бронь.

- Не понимаю, как и на кого можно оставить бизнес, подобный нашему. Сразу возникнет угроза срыва обязательств дольщикам, а это ведь социальные обязательства. Кроме того, не стоит забывать и о наличии уголовной ответственности в случае непередачи квартир. Даже если рассмотреть вариант экстренной передачи ответственности новому человеку, так ли будет легко его найти, ведь он будет понимать, что если не справится, попадет в тюрьму? – размышляет он.

Основатель и гендиректор строительной компании "Дальпитерстрой" Аркадий Скоров, напротив, держится той логики, что место руководителя пусто не бывает.

- Посмотрите на любое кладбище, каждое усеяно незаменимыми людьми, но жизнь вроде не остановилась. Директор же не управляет один, с ним есть команда, найдется, кому передать, - уверен он.

- Но в случае, например, со строителями работа руководителя - это масса личных договоренностей о материалах, кредитах в банках, переговоры с властями. Как все это перепоручить?

- Поймите, не в этом проблема. О фронте нужно думать в первую очередь.

- Нет шанса, что когда все закончится, люди вернутся, а им некуда будет пойти работать, нечего купить в магазинах?

- Может и такое случиться, но что, в первый раз что ли на планете это происходит?

Совладелец базы отдыха "Илоранта", в прошлом вице-губернатор Ленобласти по строительству Георгий Богачев, сообщил, что о вероятности передачи бизнеса не задумывался. В первую очередь в силу возраста. Собеседнику - 51, в прошлом осталась военная кафедра.

- Никакого плана передавать ни формальные, ни неформальные договоренности нет. Вообще бизнес - это миллион нюансов, даже не знаю, кому перепоручить. У меня, конечно, есть жена, но надеюсь, что нашей семье не придётся решать эту задачу, - сказал Богачев.

Еще один из собеседников 47news описал общее настроение знакомых коммерсантов, которым уже пришли повестки: "Все в полном шоке, ни у кого нет понимания, как действовать. Во-первых, по нынешним законам бизнесмен автоматически лишается права коммерческой деятельности. Также непонятно, как продолжать вести дела. Элементарно: на этапе подготовки еще можно созваниваться, но все-таки не на курорт отправляют, и высока вероятность не вернуться. Хотя большинство понимает, что мобилизация - необходимость, и готовы ехать, но не завтра".

Исходя из этой диспозиции, по словам бизнесмена, предприниматели склонны ликвидировать собственные компании и по возможности избегать встреч с военными комиссариатами. Ведь повестка не считается врученной, пока под ней нет подписи гендиректора.

Андрей Карлов, Юлия Гильмшина,

47news

На совещании с первым вице-премьером РФ Андреем Белоусовым руководители отраслевых объединений и Торгово-промышленной палаты обсуждали поправки, которые сохранят бизнес за военнослужащим, возможности изменения и срочного расторжения контрактов, отказ от аренды без штрафов, просрочки отчетов о предоставленных грантах перенос налоговых платежей и сроков подачи деклараций. По словам вице-премьера Белоусова, меры "должны включаться в автоматическом и полуавтоматическом режиме".