47news побывал у родины Чингиз-Хана, куда уже мигрировали за 6 тысяч россиян. Мы покажем, что происходит на границе после расширения РФ. 

По словам местных, еще 5 дней назад в очереди у погранпункта с Монголией стояло до 150 машин. В их числе были автомобили с улан-удэнскими, иркутскими, читинскими, красноярскими и даже московскими номерами. Но потом прошел слух, что на границе раздают повестки.

Видео: 47news

Граница с Монголией 1 октября

47news нашел возможность доехать до места, которое не попадает в новостную повестку так, как вал информации с грузинской границы. И, конечно, эта страна по интересу уступает соседней Финляндии. Но тем это сегодня и важнее.    

Дорога до Монголии проходит через Кяхту – город в Республике Бурятия с населением менее 18 тысяч человек. До пограничного пункта от местного автовокзала – около 15 минут на такси, поездка обходится в фиксированные 150 рублей. Машина идет мимо городского парка, деревянных домов со спутниковыми тарелками на покошенных крышах, однотипных хрущевок и сетевых супермаркетов.

Фото 2.jpg

Кяхта, 1 октября

Ближе к границе высится православный храм – для некоторых это стало последним, что они видели перед отъездом из России на неопределенный срок.

По данным монгольских пограничников, с 21 по 29 сентября через переход "Кяхта – Алтанбулаг" в страну въехало 6 тысяч 268 россиян. Пик пришелся на 26 сентября, когда границу пересекли 1018 человек, что примерно в три раза больше, чем до объявления частичной мобилизации.

 – Там целая вереница машин. Ужас, что творится. Отовсюду едут. У нас три гостиницы, все забиты, – эмоционально рассказывает таксист. – Наши кяхтинские бизнес сделали. Допустим, очередь заняли. Говорят: "Хочешь проехать? Тогда пятнадцать тысяч". На всем деньги делают: на чем можно и на чем нельзя.

На подъезде к МАПП становится ясно: ажиотаж спал.

Фото 3.jpg

– Что-то легковых нет, – замечает водитель и тормозит у приграничного кафе.

Сегодня количество сократилось до обычных 15-20. За три часа у погранпункта мне не встретился ни один мужчина призывного возраста. Только пожилые, женщины, дети и студентки.

– Мы из Улан-Удэ. Хотим что-нибудь купить и обратно на родину, – уточнил один из них. Еще двое сообщили, что едут провожать ребенка на учебу. Другие россияне раскрывать цели поездки не стали, но однозначно ответили, что с мобилизацией путешествие не связано.

Фото 4.jpg

Сейчас о былой толпе ничего не напоминает. Накануне у границы прошла генеральная уборка. В мешки замели обертки от шоколадок, салфетки и объедки, которые не успели растащить бродячие собаки.

– Десять дней почти машины стояли с самого утра до ночи. Здесь такой бардак был. Они тут кушали, тут же бросали. У кого газовые печки – варили. Буквально вчера мы все убрали, – причитает разнорабочий Степан.

Фото 5.jpg

Местом отдыха для уезжавших была закусочная "Слобода", расположенная в нескольких метрах от МАПП. Там можно помыть руки, перекусить и по возможности зарядить телефон. По словам сотрудницы, после объявления мобилизации за час заведение обслуживало до 20 человек. Мест внутри не хватало, поэтому посетители сидели за столиками на улице, или брали с собой и ели в машине.

В меню: бурятские буузы, отварные яйца, борщ, жареная печень с луком, салаты и цуйван – традиционное монгольское блюдо из лапши, овощей и тушеного мяса. 

– Вчера еще был народ. Кого здесь только не было! Сегодня тихо стало, – рассказывает работница и смотрит на единственный занятой столик – там сидят двое монголов и о чем-то переговариваются на своем. Их почти не слышно. Голоса заглушает громко работающий телевизор. Диктор под бодрую музыку вещает об угрозе третьей мировой войны и присоединении ЛНР, ДНР. Запорожской и Херсонской областей к России.

Фото 6.jpg

Благоустроенного туалета у границы нет. Единственное место, где можно справить нужду, деревянная постройка за кафе. Неподалеку расположен более новый уличный туалет, но он закрыт на замок, и, похоже, никогда не обслуживался. Проведены ли туда коммуникации, неизвестно.

– Его установили где-то год назад. Он с тех пор и закрыт, – говорит сотрудница закусочной.

В последний день сентября российских машин в очереди почти не осталось. У большинства на номерах – непривычные иностранные обозначения "СБА", "СЭА" и "СЭY". На 15 монгольских автомобилей в среднем приходится пять с бурятскими номерами. Монголы переговариваются между собой, выходят подышать на обочину и гуляют до "Слободы", не закрывая автомобили. Из салонов то и дело доносятся предложения подвезти на ту сторону за 500 рублей.  Встречаются и те, кто готов помочь бескорыстно.

Для монголов подрабатывать извозом – обычное дело. До Кяхты они катаются, чтобы заработать на перевозке (перейти погранпункт пешком невозможно) или закупиться продуктами. Недалеко от МАПП, подобно финским "Disa"s Fish" и "Lidl", работают крупные супермаркеты "Абсолют" и "Титан". Особенно в почете у иностранцев российская молочка: творог, сметана, кефир, пастеризованное молоко. Кяхтинцы и улан-удэнцы тоже ездят на шопинг в соседнюю страну, но закупают в основном автозапчасти, кожу и мясо.

Один из монгольских извозчиков, представившийся Иваном, рассказал, что с 21 сентября переправил из Улан-Удэ до границы около десяти человек. В числе пассажиров были выходцы из Бурятии, Владивостока, Тамбова, Уфы, Калмыкии, Якутии и один петербуржец. Стоимость одной поездки в среднем составила три тысячи рублей.

– А как в Монголии относятся к тому, что к вам столько россиян едут?

– Без разницы. А куда деться? Они же не туристы, они беженцы. Жалко ведь. Но все кончится, все нормально будет. Просто тяжко, столько денег, столько работы.

– Жилье в Монголии не подорожало на фоне происходящего?

– Пока нормально. Жилье, конечно, чуть-чуть дорожает, но продукты не дорожают.

– Дешевле жить в Монголии или в России?

– Мне нравится в России. В Монголии жизнь тяжкая. Трудно деньги найти, работу. Зарплаты мало. Работаем, как рабы. Но вам, россиянам, конечно, дешевле.

Перед тем, как покинуть приграничную зону, встречаю сотрудницу погранпункта. Вопрос ей очевиден.

– А правда, что на границе повестки раздают?

– Нет, но есть списки тех, кто подлежит частичной мобилизации. Их не выпускают.

– Много таких было за последние дни?

– Человек 20, наверное.

Обратная дорога из Кяхты до Улан-Удэ занимает три с половиной часа. Маршрутка делает остановку в Гусинозерске на перекур и перекус. Пока попутчики стреляют друг у друга сигареты, отхожу в сторону и вижу военный фургон.

– Все сели? Четырнадцать человек должно быть! – кричит мужской голос.

Несколько мобилизованных обнимают провожающих и под детский плач прыгают в автомобиль. Тяжелый фургон медленно разворачивается и трогается.

Фото 7.jpg

Последнее, что замечаю, перед тем как машина скроется на темной трассе – лицо молодого военного, прислонившегося к окну.

Дарья Санжеева,
47news

Иммиграционное агентство Монголии вечером 30 сентября сообщило, что готово выдавать вид на жительство всем россиянам, кто подадут соответствующие заявления. Основанием для ВНЖ могут быть трудоустройство на территории страны, учеба, инвестиции, покупка недвижимости, участие в международных гуманитарных миссиях в качестве волонтера, семейные обстоятельства и другие.