К 2009 году ежегодно скоростными поездами Октябрьской железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой будет перевозиться 1,6 миллионов пассажиров.
Как сообщили АЖУРу в пресс-службе ОЖД, первым в России проектом высокоскоростных железных дорог стало строительство магистрали Москва – Санкт-Петербург. Эта магистраль станет частью высокоскоростного сообщения, которое свяжет Нижний Новгород через Москву с Западной границей России. По предварительным оценкам, к 2009 году скоростными поездами между двумя столицами будет перевозиться 1,6 миллиона, а в более далекой перспективе – до 4,7 миллиона пассажиров ежегодно. Для освоения этого пассажиропотока потребуется движение от 4 до 8 поездов с максимальной скоростью до 250 километров в час.
С 1970 года на направлении Ленинград – Москва началась интенсивная подготовка к движению поездов со скоростью 200 км/ч. Наряду с модернизацией всей железнодорожной инфраструктуры было проведено усиление и реконструкция контактной сети и тяговых подстанций. В 1984 году был введен в обращение скоростной электропоезд ЭР-200.
В 1997 году началась комплексная реконструкция магистрали Москва – Петербург для обеспечения регулярного движения пассажирских поездов со скоростью 200 км/ч. Здесь впервые в России применена контактная подвеска КС-200. Работы были завершены в 2000 году. Летом 2006 года закончился I этап реконструкции с использованием существующего подвижного состава: экспресс ЭР-200 впервые преодолел расстояние между двумя столицами за 3 часа 55 минут.
В 2006 году ОАО «РЖД» было согласовано с фирмой Siemens AG техническое задание на выпуск и поставку высокоскоростного поезда с эксплуатационной скоростью до 250 км/ч, и максимальной скоростью 330 км/ч, а также заключен договор на разработку, изготовление и поставку 8 высокоскоростных электропоездов. Каждый поезд будет состоять из 10 вагонов, в нем смогут разместиться 600 пассажиров.
Одновременно продолжалась реконструкция инфраструктуры железнодорожной линии Санкт-Петербург - Москва для организации движения высокоскоростных пассажирских поездов со скоростью 250 км/час. Шла реконструкция пути, искусственных сооружений, платформ, устройств СЦБ, энергоснабжения и контактной сети.
Особое внимание уделяется участкам Мстинский мост – Бологое и Калашниково – Лихославль, которые с конца 2008 года станут полигоном для испытания скоростного электропоезда фирмы Siemens. Там, в частности, впервые в России применена новая технология с полной заменой щебня и укладкой защитного разделительного слоя особо мелкого щебня.
На станционных путях укладываются скоростные стрелки. Благодаря этому поезда будут проходить станции Славянка, Тосно, Окуловка, Поварово, Подсолнечная и ряд других со скоростью 200 км/ч. Увеличивается доля бесстыкового пути благодаря сварке стыков и укладке плетей. Строятся путепроводные развязки и пешеходные мосты.
По всему участку ведется строительство новой контактной подвески, Для увеличения скорости движения в контактной подвеске КС-250 впервые использован бронзовый провод и бронзовый несущий трос, смонтированы новые консоли, фиксаторы, грузокомпенсирующие устройства. Увеличено натяжение провода и несущего троса. На линии построена автоблокировка АБТЦ.
В 2007 году компания инвестировала в скоростной ход 6 миллиардов рублей, в 2008 году – такую же сумму.
Напомним, что к концу 2009 года ОАО «РЖД» получит с завода «Сименс» подвижный состав для организации высокоскоростного пассажирского движения. Движение между двумя столицами начнется в 2010 году. Время нахождения в пути при этом сократится до 3 часов 45 минут, а в будущем – до 2,5 часов.