Собирая недоимки, пристав идёт чохом, а в итоге на каждой карточке должника - минус. Их конечно вернут, но 47news расскажет, как придётся помучиться.

Петербуржцу Александру в августе пришло уведомление от Сбера о том, что с его карточки списана часть задолженности по платежам за ЖКХ. Дальше о списании и блокировке денег по решению суда сигнализировал Райффайзен. Следом Тинькофф тоже проинформировал о предъявленном требовании на списание. Теперь, считай, что нет у гражданина этих трёх карточек — любые поступления на привязанные к ним счета съедаются из-за долга. Он небольшой — пятьдесят тысяч с "хвостиком". Но так как деньги списываются со счетов должника сразу в нескольких банках, то получается, что увеличивается повинность трёхкратно.

"В итоге ранец ребёнку в школу купить не смог, на завтраки деньги не переведёшь, наличные не снимешь — не дашь, сам карточками пользоваться теперь не могу, круговорот телефонных звонков и заявлений в суд. А теперь получается, что я три раза должен долг оплатить", - описал 47news свою сегодняшнюю диспозицию Александр.

Сами предмет и причина долга - в длительной пятилетней тяжбе между петербуржцем и Жилкомсервисом №1 Адмиралтейского района. Там небольшая и необитаемая комната в коммуналке и попытки через переписку и заявления решить вопрос с отказом платы за газ, свет и воду. В какой-то момент платить лишнее за эти ресурсы в пустующей комнате стало невыгодно. Но платежи продолжали начислять, затем появился долг, а потом он стал увеличиваться. Как следствие - спорящие стороны нашли друг друга в мировом суде, а потом и в апелляции, где и был отменён судебный приказ о взыскании с должника в пользу Жилкомсервиса задолженности в размере 56 тысяч рублей за жилое помещение и коммунальные услуги.

О том, что в отношении его возбуждено некое новое исполнительное производство по иску коммнуальщиков в районный суд, Александр узнал только тогда, когда его гаджет стал сообщать о списания от банков. А это значит - новые звонки с попытками выяснить суть происходящего и новые заявления.

Порядок взыскания денежных средств с должников и перечень сумм, на какие средства оно может распространяться, регламентированы в статье 70 ФЗ "Об исполнительном производстве". Плюс разветвлённая система подзаконных актов самой службы приставов, административные регламенты Минюста.

Как рассказал 47news знакомый пристав, в силу закона он должен обязать взыскания на расчётные счета должника. С банками служба приставов ведёт электронный документооборот через систему АИС ФССП, через которую при возбуждении исполнительных производств и происходит рассылка во все учётные регистрационные органы. Сведения по расчётным счетам банков сотрудник получает на основе сведений из Федеральной налоговой службы.

"Пристав осуществляет рассылку по всем банкам, которые выгрузили свои данные, но они не показывают остаток денежных средств, он не виден. А для анализа времени катастрофически не хватает. У вас тысячи исполнительных производств. Умножьте это на выгружаемую информацию от тех же банков — уже десять тысяч. Такой массив. Ну и начинает работать функция: "Давайте всё спишем, а потом разберёмся". При погашении долга все излишки он должен вернуть в течение пяти рабочих дней, но процесс может растянуться на месяц. Так не бывает, чтобы 10 рублей вынули, а 20 прикарманили", - рассказал собеседник 47news.

Как рассказал 47news юрист Максим Завитков, основная сложность в ситуации, когда приставы списывают деньги со счетов должника сразу в нескольких банках, заключается именно в том, что в ФСПП не быстро возвращают списанные излишки.

"Приставы должны возвращать деньги за переплату автоматически, на деле же граждане - в недоумении. Первое, что надо сделать - написать заявление о возврате через Госуслуги. Чем быстрее он это сделает, тем быстрее механизм начнёт работать. Разделы - исполнительные производства, долги, ФССП, переплата. Надо указать своё производство, есть форма, есть подсказки. Написать заявление, сфотографировать, подгрузить. Обращение должника рассматривается 14 календарных дней. Если пристав не реагирует, а сумма не возвращается, то надо писать жалобу на имя руководителя отдела или заместителя. Если должник располагает временем, то лучше, конечно, самому подъехать к своему приставу, чтобы тот лично при нём в базе отправил постановление о возврате. Личный контроль. Если переплата не возвращается, то остаётся прокуратура, либо обращение с административно-правовым заявлением в суд. Но суд - это совершеннейшая редкость (нам послышалось – дикость). В моей практике такого не было", - рассказал Завитков.