Неоднозначно восприняла областная рекреация требование платить за вывоз отходов. Приводим пару судебных кейсов и слова уклонистов. 

В ближайшее время Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти начнет рассматривать иск областного регоператора “Управляющей компании по обращению с отходами”(УКООЛО) к ООО “Рикотта”. Судя по картотеке, иск зарегистрирован 12 августа. Фирме принадлежит ресторан итальянской кухни на улице Северной в Выборге. Регоператор требует взыскать с рестораторов 298 тысяч рублей за вывоз мусора за период с 1 января 2020-го по 31 июля нынешнего года. 

С 2020 года каждое областное юрлицо и ИП обязаны подать заявку на договор с регоператором. Если её нет, УКООЛО сама направляет договор. Через 15 дней он считается заключенным вне зависимости от того, подписаны документы со стороны бизнеса или нет. Работает “презумпция образования отходов” - каждая фирма их априори генерирует. Юрлицо может оборудовать контейнерную площадку и платить по факту. Если нет, то плата начисляется по нормативу – для общепита 0,46 куба за 1 квадратный метр. Подразумевается, что мусор уходит в ближайшие муниципальные контейнеры.

Судя по арбитражной практике, отношение к обязательствам неоднородное. Так, в начале июня апелляционная инстанция оставила в силе решение по иску УКООЛО к ООО “Берег озера”. Фирма сдает в аренду помещение под рестораном “Вереск” на берегу Симагинского озера в Выборгском районе Ленобласти. Суд решил, что она должна выплатить регоператору 327 тысяч рублей.

Одним из аргументов защиты коммерсантов стало то, что “фактического оказания услуг не происходит, отсутствуют контейнеры для вывоза мусора и самого мусора нет, поскольку офис находится в Санкт-Петербурге”. Вторым - то, что здание на озере сдается в аренду. Фемиду тезис не убедил - у арендатора договора с регоператором тоже не было, а значит, кто собственник - тот и платит. Тем более, место регистрации “Берега озера” - в областном Ильичево. Ответчик апеллировал к заключению договора на вывоз мусора с неким перевозчиком. На это суд ответил: доказательств фактического оказания услуг не представлено. Кстати, тяжба сработала, по данным регоператора на днях ресторан подал заявку.

База отдыха на 50-70 человек генерирует 15-20 кубов отходов. Тариф на вывоз одного куба - 848 рублей 2 копейки. В приведенном примере плата - 13-17 тысяч рублей. Бак обойдется в 13 тысяч. На полигоны могут заезжать только перевозчики, с которыми у регоператора есть договор. Куда везут остальные - неясно, возможно, и в лес. Таким светит штраф от комитета эконадзора - 250 тысяч рублей.     

Заметим, в приведенных примерах речь не идет о “маргинальных” юрлицах. Так, “Рикотта” вполне приличное заведение с чеком не хуже петербургского. Гендиректор и владелец ресторана Роман Ушмаев объяснил причину общей экономической ситуацией. Для общепита она начала портиться еще во время пандемии:

- Сейчас нет денег. Но я не отказываюсь, договор подписал. Когда будут - оплачу. У меня и мусора-то два-три черных пакета в день. А бак мы ставить не можем - двор очень маленький, и крысы с мышами появятся.   

По данным СПАРК-Интерфакс, оборот компании за прошлый год составил чуть более миллиона рублей, убыток около 200 тысяч. 

“Вереск” и вовсе позиционирует себя как эко-парк. Место похоже на премиальное. Хозяева хотят “...приобщить гостей к осознанному отдыху. ...установлены мотивационные таблоиды о важности соблюдение чистоты и диспенсеры с пакетами для мусора, чтобы каждый гость не раскидывал, а доносил их до центрального сбора мусора у выхода”. На базе  - ресторан, пиццерия, банкетные площадки, каток и даже часовня. Говорят, там гуляют упитанные гуси. По данным регоператора, после решения суда база заключила договор, но заявок на вывоз мусора не подавала. 

По информации СПАРК-Интерфакс, оборот компании за прошлый год составил 112,5 млн рублей, убыток 8,9 млн. Владеют фирмой два физлица. 47news связался с “Вереском” и передал просьбу прокомментировать ситуацию гендиректору “Берега озера” Анатолию Григорьеву.

Мы нашли еще с десяток “уклонистов” и попытались выслушал их доводы.

Глэмкемпинг Boho camp в деревне Акулова Гора в Лодейнопольском районе предлагает ощутить единение с природой. “...Комфортный современный отдых в индейских типи в окружении заповедных лесов. …уютные шатры и эко-хижины”. Выглядит гламурно. Совладелица Ирина ответила, что мусор вывозится, но какой компанией, ответить затруднилась.

Усадьба “В гостях у Нобеля” в поселке Ландышевка Выборгского района на берегу Финского залива. “Отель в средневековом стиле. Предоставляем большой спектр услуг отдыха и проведения мероприятий… Есть и конюшня”, - гласит реклама. Гендиректор компании Евгений Хлебников в ответ на вопрос о взаимоотношениях с регоператором ответил, что отели не эксплуатирует, а строит на продажу. “Нам это не надо,-  кто будет работать, тот пусть и заключает договор”. Отметим, что в решении по “Берегу озера” суд не согласился с похожей позицией.

Комплекс “Пять звёзд” в поселке Цвелодубово у Нахимовского озера преподносит себя как премиальный, от 11 тысяч в сутки за коттедж. “Здесь есть всё для отличного, романтичного и активного отдыха на любой вкус” - шепчет реклама на сайте. На ресепшене пообещали передать руководству вопросы.

Ранчо “Белый шиповник” в выборгском поселке Черничное говорит о себе так: “Уникальный и единственный в России комплекс, …настоящий ковбойский город и индейское поселение. К услугам гостей уютный коттедж, заповедный лес. Отличная площадка для проведения корпоратива”. Руководитель ранчо Наталья Долдиер рассказала 47news, что договора, действительно, нет.

- Раньше был, но сейчас мы переформатировались на просветительскую деятельность. Работаем с грантами, устраиваем экскурсии  для детей. А бак, который раньше стоял, постоянно закидывали мусором те, кто мимо из леса шли. Он переполнялся и собаки растаскивали. Свинарник был.

- Куда вы сейчас мусор деваете?

- У нас совсем немного, увозим в город, там, где платим за вывоз мусора.

По словам собеседницы, она не против заключить договор, но условия кажутся непрозрачными. “Нам сказали - раз в три дня будем увозить пухто, но мы же его не успеем заполнить”.   

Охотничье хозяйство “Эльк-парк” у поселка Красный Бор в далеком Лодейнопольском районе предлагает “всем любителям активного отдыха охоту, рыбалку и просто провести отпуск”. Номера охотхозяйства на момент подготовки публикации были недоступны.

Комплекс "Уютный причал" в поселке Свирьстрой предлагает коттеджи от 5,8 тысяч в сутки, русские бани, кафе, барбекю, коптильню для рыбы, аренду лодок и причал для катеров и яхт. Индивидуальный предприниматель Анатолий Анохин заявил 47news, что деятельность не ведется.

- Это как? У вас сайт работает, цены опубликованы.

- Коттеджи не зарегистрированы, а значит, деятельности нет.

- Допустим так, но люди же мусор оставляют? Куда вы его деваете?

- У нас там жилой дом поблизости, у него - бак. За него платим, всё как полагается. 

Скромный, но опрятный гостевой дом “У Озерка” в Лодейном Поле предлагает в аренду недорогие комнаты, апартаменты в двух коттеджах. "Комфорт, чистота, домашний уют...". Юридически работает ИП. Хозяйка рассказала 47news, что мусор выбрасывает в баки на контейнерной площадке неподалеку.

- Предложение мы получали, но нам незачем, платим за мусор как жители.

В премиальном комплексе Eco Village в Приозерском районе цены на коттеджи от 18 до 38 тысяч в сутки. Судя по фото, все достойно. Через персонал мы спросили гендиректора Анну Шнайдер, как она управляется с мусором. 

"Эко -Усадьба Белово" находится на хуторе у тосненской деревни Костуя. "..7 гостевых домиков, один из них с русской парной.. Вас окружат своим вниманием наши животные - лошадки, овечки, козочки и даже коровы свободно гуляют по территории".  Администратор не смогла ответить на вопрос: куда отвозится мусор. Еще по нескольким номерам баз отдыха мы получили аналогичные ответы. 

По данным налоговой, в Ленобласти зарегистрировано 67 тысяч юрлиц и предпринимателей. По информации регоператора, на данный момент заключено 18 тысяч договоров, процесс продолжается. Этим комментарием в компании ограничились. Тема, видимо, болезненная.

Естественно, на базах отдыха, не заключивших договор, мусор есть. Неясно только на каких полянках он оседает.