К 2015 году увеличение общего грузооборота портов Ленинградской области может составить до 250-300 млн. тонн в результате осуществления проектов развития портовой инфраструктуры в Усть-Луге, Высоцке, Выборге и Приморске, - сообщил, выступая на втором съезде строителей Ленинградской области вице-губернатор Николай Пасяда. Регион может стать лидером портовых услуг на Балтике и будет способствовать решению важнейшей государственной задачи по переключению грузопотоков с портов сопредельных стран на российские порты.

Сегодня через портовые комплексы Ленобласти проходит четверть общего грузооборота российских портов. В прошлом году стивидорными компаниями Выборга, Высоцка, Приморска и Усть-Луги перегружено 99 млн. тонн различных грузов. За последние семь лет объемы перевалки грузов в портах области увеличились более чем в 23 раза.

В настоящее время на территории Ленинградской области реализуются следующие проекты по развитию портовой инфраструктуры:

- формирование портового комплекса в районе Приморска;

- строительство портово-производственного комплекса в Лужской губе;

- модернизация существующих портовых комплексов в Выборге и Высоцке.

Приморск является самым современным и крупным нефтеналивным портом не только в России, но и в Европе. Изначально порт был ориентирован на обеспечение экспорта российских нефтей Тимано-Печерского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья, нефтей стран СНГ, в первую очередь, из Казахстана, поступающих по Балтийской трубопроводной системе (БТС). На протяжении трех последних лет его грузооборот ежегодно увеличивался в среднем на 16%. В прошлом году порт переработал 74 млн. тонн и практически вышел на предельную проектную мощность по перевалке сырой нефти.

Дальнейшее развитие порта будет обеспечиваться за счет создания и наращивания мощностей по перевалке на экспорт темных и светлых нефтепродуктов, а в перспективе – продуктов нефтехимии, контейнерных, генеральных и иных грузов.

Проектом развития Приморского порта предусматривается поэтапное формирование двух его районов - Ермиловского и Высокинского.

Зона первоочередного освоения - портовый район «Ермиловский» с проектным годовым грузооборотом 106 млн. тонн.

В мае этого года здесь в рамках реализации проекта «Север» введен в эксплуатацию 1-ый пусковой комплекс терминала светлых нефтепродуктов ООО «БалттрансСервис» мощностью 8,4 млн. тонн в год с перспективой наращивания мощности до 24,6 млн. тонн в год.

Продолжается также реализация проекта ООО «Петротранс-Приморск» по строительству терминала для перевалки нефти и нефтепродуктов, доставляемых по железной дороге, мощностью 12 млн. тонн в год.

Высокинский район сейчас находится в стадии проектирования. Его расчетный годовой грузооборот составляет 50 млн. тонн.

Здесь предполагается разместить транспортно-технологические комплексы для перегрузки генеральных, контейнерных, навалочных и специальных грузов. Рассматривается возможность строительства нефтехимического терминала и судостроительного комплекса с сухим доком.

Координацию проекта осуществляет созданная Правительством Ленинградской области по согласованию с Минтрансом РФ управляющяя компания – ОАО «Морской торговый порт «Приморск».

Проект обладает большим инвестиционным потенциалом, реализация которого возможна на основе государственно-частного партнерства. К настоящему времени в него вложено порядка $3 млрд. прямых частных инвестиций.

Распределительно-перевалочный комплекс «Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» является крупнейшим портовым терминалом в Ленинградской области по перевалке светлых и темных нефтепродуктов. Его эксплуатация позволила значительно увеличить поставки нефтепродуктов на экспорт в Западную Европу и США. С вводом в строй в сентябре 2006 года третьей очереди мощность терминала достигла 12 млн. тонн.

В этом году ОАО «НК ЛУКОЙЛ» планирует начать строительство четвертой очереди терминала с увеличением мощности до 16 млн. тонн.

ООО «Порт Высоцкий» специализируется на экспорте угля в страны Евросоюза. Порт, начиная с 2002 года, обеспечивал рост темпов перевалки в среднем на 7,8% в год. В 2007 году было переработано 4,31 млн. тонн угля.

Владелец порта – ОАО «РОСА» Холдинг» намерен перепрофилировать Высоцк в универсальный порт для перегрузки навалочных, генеральных и контейнерных грузов. С 2007 года он совместно с ФГУП «Росморпорт» реализуется программа, предусматривающая углубление подходного канала и акватории, реконструкцию гидротехнических сооружений, строительство новых причалов и освоение тыловых территорий.

К 2010 году порт планирует увеличить грузооборот до 7 млн. тонн в год, а к 2015 году сможет переваливать до 10 млн. тонн различных внешнеторговых грузов.

Порт Выборг специализируется на перевалке навалочных и генеральный грузов, большую часть которых составляют металл, лес, удобрения, оборудование. Перегрузочная мощность порта составляет около 2 млн. тонн в год. Новый владелец порта с 2007 года – Группа Осло Марин уже приступила к реконструкции порта. Приобретается новое перегрузочное оборудование для обработки контейнеров и генеральных грузов, запланирована реконструкция портовых площадей. Всего компания планирует инвестировать в порт около 100 млн. евро. Федеральной адресной инвестиционной программой предусмотрено выделение в 2008-2009 годах 310 млн. рублей бюджетных средств на реконструкцию портовых объектов, находящихся в федеральной собственности.

Комплексное усиление пропускной способности железнодорожных подходов к портам Выборг, Высоцк и Приморск ОАО «РЖД» планирует обеспечить к 2010 году в рамках реализации проекта организации скоростного пассажирского железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки, предусматривающего вынос грузового движения на Приозерское направление со строительством новой линии Петяярви – Каменногорск и реконструкцией существующих линий.

Строительство многофункционального порта в Усть-Луге является самым масштабным инфраструктурным проектом в Ленинградской области. Оно осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» на основе государственно-частного партнерства. Общая стоимость проекта оценивается в 2 млрд. долларов США. Объемы инвестиций на сегодняшний день составили 24,6 млрд. рублей, из них на частный капитал приходится 16,1 млрд. рублей.

В настоящее время уже функционируют 5 специализированных перегрузочных комплексов: угольный, универсальный, паромный и многопрофильный комплексы - в морской части порта и лесной комплекс - в устье реки Луга.

В целом же, начиная с 2005 года, с вводом в строй новых мощностей грузооборот порта увеличился в 10 раз. В 2007 году он составил 7,14 млн. тонн. Все действующие портовые комплексы продолжают развиваться и наращивать свои мощности.

Схемой генерального плана порта, утвержденной Росморречфлотом в конце декабря 2007 года, предусматривается создание в порту 16 перегрузочных комплексов суммарным грузооборотом 120,6 млн. тонн в год, в том числе 84,6 млн. тонн сухих грузов и 36 млн. тонн нефтеналивных грузов.

Правительство РФ приняло решение о выходе второй очереди БТС-2 к порту Усть-Луга. Нефтеналивные мощности здесь будут увеличены еще на 50 млн. тонн (30 млн. т нефти и 20 млн. т нефтепродуктов).

В настоящее время в порту полным ходом идет реализация пяти проектов. Первый - строительство многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2».

6 июня 2008 года состоялось торжественное открытие первой очереди многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» - первого в России специализированного автомобильного терминала, который принял партию новых автомобилей марки Peugeot. Пропускная способность первой очереди МПК «Юг-2» составляет

100 тыс. автомобилей в год. Вторую очередь терминала с ежегодным объемом перевалки 250 тыс. автомобилей планируется запустить в 2009 году. Выход на полную мощность запланирован на 2010 год, что обеспечит прием, хранение и перевалку не менее 400 тыс. легковых автомобилей в год. МПК «Юг-2» также обеспечит прием, хранение и перевалку около 7 млн. тонн экспортно-импортных контейнерных и генеральных грузов в год.

Второй проект - строительство терминала по перевалке крупнотоннажных контейнеров. Планируется, что терминал сможет уже в 2009 году переработать около 500 тыс. TEU (контейнеров), а еще через 2-3 года втрое увеличить свои мощности.

Широко известен проект «Балтийский паром», реализация которого обеспечит железнодорожное и автомобильное сообщение на линии Усть-Луга - Балтийск - порты Германии. Объем грузов на этой линии может составить до 5,5 млн.тонн в год с учетом автомобильной составляющей, ввод которой в эксплуатацию намечен на 2009 год.

Ввод 3-го пускового комплекса действующего угольного терминала позволит увеличить его производительность до 8 млн. тонн угля в год.

Ведется строительство комплекса наливных грузов общей мощностью 5,5 млн. тонн в год. Ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса планируется в 2009 году.

Помимо этого в морской части порта планируется построить комплексы по перегрузке генеральных и навалочных грузов, сжиженных газов, газового конденсата, нефтехимической продукции, лесоматериалов, а также бункеровочный комплекс и складской логистический центр.

Дальнейшее развитие получит и речной район порта в устье реки Луга. Здесь планируется увеличение мощностей лесного терминала до 2 млн. тонн и строительство нового перегрузочного комплекса с грузооборотом до 4 млн. тонн.

Схемой генерального плана также предусматривается формирование нового портового района вблизи посёлка Вистино. В данном районе предполагается размещение комплексов для нефтеналивных, накатных и контейнерных грузов.

Годовой грузооборот нефтеналивного комплекса составит 10 млн. тонн нефти и нефтепродуктов с увеличением в перспективе до 18 млн. тонн в год. Комплекс накатных грузов и контейнеров предполагает перевалку до 250 тысяч автомобилей и до 1,7 млн. тонн контейнерных грузов в год.

Проект не ограничивается созданием только портовых мощностей. Рассматривая морской порт, как интермодальный транспортный узел и основу для комплексного развития прилегающей к нему территории, ОАО «Компания Усть-Луга» при поддержке Правительства Ленинградской области приступила к формированию в зоне строящегося порта пяти взаимосвязанных функциональных кластеров:

транспортного – на основе порта и внешних транспортных коммуникаций;

промышленно-производственного – на основе припортовой и портовой особых экономических зон;

логистического – на основе грузопотоков порта и промышленной зоны;

селитебного – для обеспечения проживания работников всех сегментов портового и производственного комплексов;

рекреационного – зоны отдыха и туризма на основе естественных природных ресурсов.

Инвестиционный потенциал данного проекта огромен. Уже сейчас можно сказать, что здесь будут созданы крупные логистические комплексы, производства по первичной и вторичной переработке переваливаемых в порту грузов. Ведь понятно, что выгоднее продавать не сырье и полуфабрикаты, а готовые продукты. Возможно размещение здесь производств крупных иностранных компаний.

Ленинградская область со своей стороны будет оказывать всемерную поддержку развитию портовых комплексов, - отметил в докладе на съезде строителей области вице-губернатор Николай Пасяда.

47News

Материалы предоставлены отделом информации правительства Ленобласти