47news подсчитал, чего нам стоят морские санкции.

В эти первые 6 месяцев российские порты Балтийского моря перевалили, по данным Infranews, 770 тысяч TEU против 1,2 млн за первые 6 месяцев предыдущего. Большая часть приходится на Большой порт Санкт-Петербург - 670 тысяч TEU за нынешние январь-июнь вместо 1038 тысяч TEU за прошлогодние. Петербургский порт потерял 35,4% контейнерооборота - такого провала нет ни у какого другого порта России. В абсолютных цифрах - это минус 30% всей перевалки - 9,2 млн тонн грузов.

TEU - эквивалент стандартного 20-футового контейнера, а такие цифры применительно к петербургскому порту означают примерно 450 тысяч контейнеров за минувшее полугодие против примерно 700 тысяч за первое прошлогоднее (часть контейнеров вмещают 40 футов, часть 45, что не видно в статистике).

index.jpg

Успех Большого порта Санкт-Петербург за весь прошлый год: 2042 тысяч TEU - около 1,4 млн контейнеров. Легко прикинуть: при нынешней динамике петербургский порт завершит 2022 год с 1300 тысяч TEU, что соответствует 850 тысячам контейнеров.

Попробуем выяснить, кто и сколько зарабатывает от одного прибывающего в петербургский порт контейнера - подсчитаем, так сказать, социальную составляющую этой драмы.

Предположим, в 2022 году контейнерооборот петербургского порта составит 850 тысяч контейнеров - минус 550 тысяч в сравнении с прошлым годом, из которых около 250 тысяч импортные (сегодняшнее соотношение импортных контейнеров к экспортным в порту примерно 3:4).

index.jpg

На первом месте всегда стивидоры (на профессионально сленге - грузчики). Их гешефт - около 20 000 рублей с контейнера. Штатные докеры освобождают их от крепежа и готовят к выгрузке на причалы, тальманы проверяют целостность пломб и самих контейнеров, крановщики снимают контейнеры с судов и грузят на тягачи, чьи водители увозят их на площадки для хранения перед вывозом из порта. А еще примерно каждый 25-й импортный контейнер досматривает таможня - в штате стивидоров есть люди, которые выгружают товары из таких контейнеров, потом загружают обратно, за что стивидор получает дополнительные 20 000 руб.

250 тыс. потерянных за год контейнеров с импортными товарами лишают петербургских стивидоров 5 млрд рублей плюс 0,2 млрд за перегрузку каждого 25-го контейнера для таможенного досмотра. Это деньги, на которые живут семьи докеров, тальманов, крановщиков, водителей тягачей - не считая белых воротничков, управляющих бизнесом из офисов.

По словам председателя петербургского отделения Российского союза налогоплательщиков Александра Рокина, фонд заработной платы в петербургском порту составлял к концу 2021 года примерно 25% выручки. Применительно к средней по Петербургу зарплате 82 047 рублей в месяц  к концу года на улице имеют все шансы оказаться 1300 работников стивидорных компаний.

Приличный доход и у перевозчиков. Транспортные компании развозят контейнеры адресатам - примерно в равных долях в Петербурге и Москве. Всё, что дальше, уходит обычно железной дорогой, но это немногим более 5% и к петербургской экономике не относится. Доставка одного контейнера в Москву стоит до 60 000 рублей, в Петербург - примерно 12 000. 250 тысяч потерянных импортных контейнеров в год - минус примерно 9 млрд рублей для обслуживающих петербургский порт транспортных компаний. Или минус 2300 средних месячных зарплат - а это уже не цифры, а реальные живые люди.

И даже применительно к этим цифрам находятся пессимисты. Генеральный директор одной из транспортных компаний, просивший не называть себя, сомневается в официальной статистике:

- Газеты пишут, будто оборот петербургского порта сократился на 30 процентов. Но, простите, я не понимаю, где же остальные 70? Приезжаешь в порт, а там ощущение пустоты - как будто никто вообще ничего не возит. Лично моё видение: грузооборот не упал, а почти пропал. В прошлом году мы вывезли около 700 контейнеров, в этом году, начиная с марта - ни одного.

Следующими зарабатывают на импортных контейнерах таможенные брокеры. Каждый прибывший из-за границы контейнер нуждается в таможенном оформлении, это стоит около 5000 руб. Вычитаем еще 1,25 млрд рублей в год и можем прикинуть их соответствие среднемесячным зарплатам. А ещё заглянем на сайт Северо-Западного таможенного управления  - на 7 постах Балтийской таможни работает более 1100 человек. Пока они скучают, но пройдут еще, скажем, полгода, и в центральном аппарате назреет вопрос: а зачем нам столько бездельников? Впрочем, ответ на него пока не поддается выводу.  

Около 3000 рублей за контейнер - доход экспедитора. У него нервная работа: отвечает за сохранность груза перед судоходной линией, это большие деньги, сюда не берут посторонних. Экспедиторы, условно говоря, связывают всех со всеми - стивидоров с брокерами, грузополучателей с перевозчиками, в общем, организуют процесс. И теряют теперь 0,75 млрд рублей в год из-за утраченных 250 тысяч контейнеров. Еще минус 200 среднемесячных зарплат.

По 6000 рублей в среднем с каждого сотого обычного и с каждого третьего рефрижераторного контейнеров получают сюрвейры. Они проверяют качество товаров - обращают внимание вообще на все, включая вмятины на упаковках. Это 15 млн рублей в год - звучит цинично, но в нашем случае не выходит за рамки статистической погрешности.

250 тысяч контейнеров, которые, судя по всему, не прибудут в петербургский порт в 2022 году, лишат его компании примерно 16 млрд рублей, что ударит по интересам примерно 5 тысяч семей.

Всё это касалось импорта, но не будем забывать: в петербургском порту контейнеры идут еще и на экспорт. Применительно к нашим расчетам по итогам текущего года их число сократится на 300 тысяч штук - на каждые 3 импортных контейнера к концу полугодия приходилось 4 экспортных, хотя раньше было 50х50.

Но с экспортом проще: большие партии грузов - один металлургический комбинат, например, легко загрузит целый морской контейнеровоз. На экспорт не так пристально смотрит таможня, до 70% его попадает в порт по железной дороге, что выносит из экономики региона транспортные расходы и так далее. Участники рынка оценивают заработки портовых компаний от одного экспортного контейнера примерно в два раза меньше, чем от импортного.

300 тысяч контейнеров, которые, судя по всему, не выйдут из петербургского порта в 2022 году, лишат его бизнес около 8 млрд рублей, что ударит по интересам примерно 2500 семей.

Падение контейнерооборота петербургского порта может привести к потере 24 млрд рублей, на которые рассчитывали участники бизнеса, что затронет интересы 7500 семей, а это может ударить по благосостоянию до 40 тысяч человек. Это почти каждый 130-й петербуржец.

Лев Годованник для 47news

P.S.Мы не учитывали деятельность сотрудников Россельхознадзора, Роспотребнадзора, агентских, обслуживавших импортные товаропотоки и судозаходы. Все они так или иначе касаются данной статистики, но существенным образом выходят за ее рамки, влияя на работу порта в целом.