Сотрудники питерских спецслужб показали представителям ОБСЕ как «по-русски» надо обезвреживать террористов, захвативших топливный объект. В данном случае на распределительно-перевалочном комплексе "Лукойл-2" в Высоцке. Гостям из Европы «шоу» понравилось. Пришлось признать, что «работа выполнена на высоком профессиональном уровне», и официальному представителю ФБР в России.

Учения оказались более чем наглядными. Гостям, понятное дело, показали «привычные» перестрелки холостыми, которые демонстрируют на многих подобных мероприятиях, что, впрочем, лишь доказывает физическую подготовленность спецназовцев. Однако наибольший интерес должна была вызвать работа «вживую», так как врывались «ГРАДовцы» (спецподразделение УФСБ по Петербургу и Ленобласти) в помещение, где забаррикадировались террористы, именно так, как это было бы при реальном штурме. В буквальном смысле слова, проходя через стену из металла.

Остальное — показательная часть: работа группы разминирования, которая должна уничтожить взрывное устройство (а его, между прочим, выносит из здания живой человек) за мгновение до того, как оно может сдетонировать. Даже представители СМИ смогли прочувствовать то, как злодеев в буквальном смысле «берут измором»: пока вокруг захваченного здания группировались силы спецназа, над территорией на предельно низкой высоте постоянно барражировал вертолет. Подготовка штурма тянулась достаточно долго, при этом сам момент, когда спецподразделения ворвались-таки в здание, оказался совершенно неожиданным. Дальше — очередная «классика жанра» — террористов выводят, бравый милиционер из подоспевшей патрульной машины заковывает их в наручники, после чего бывшие заложники покидают помещение. Однако, выводят их тоже цепочкой — с ними предстоит работать специалистам, которые должны выяснить, как они оказались в захваченном помещении, чтобы выяснить, не затесался ли в порыве спастись среди них кто-либо из террористов.

Картина учений была бы неполной, если бы чего-нибудь не загорелось. Не успели еще уехать с площадки взрывотехники, как в акватории уже вовсю условно полыхала баржа. Тушить ее направились два судна МЧС и катер со спецоборудованием непосредственно с портового терминала. Таким образом было отработано взаимодействие государственных спасательных служб и местных — непосредственно занимающихся охраной объекта.

Все наблюдатели учений, с кем удалось поговорить корреспонденту 47News, отметили высокий уровень подготовки отечественных спасателей и спецподразделений. По словам заместителя директора ФСБ России Виктора Комогорова, то, что увидели гости, только лишь «видимая часть айсберга», учения проводились в порту Высоцк более 10 дней и на объекте работали специалисты ФСБ, которые на время стали «террористами» и попытались выяснить, как можно «пробить» охрану стратегического объекта. Как оказалось, сделать это возможно. Слабые места есть, и это несколько тревожит. Пожалуй, после учений их уже не станет - руководству компании было на них указано отдельно. В ответ на помощь в выявлении «брешей» спецназовцам и разрешили показательно проделать настоящие дыры в стенах одного из ангаров.

Представителю ФБР Джеймсу Трейси тоже пришлось признать, что наши специалисты отработали на высоком уровне, впрочем, он не преминул заметить, что если была бы возможность, его ведомство с удовольствием показало бы, на что способно в таких случаях. Только договариваться с русскими спецслужбами и министерствами — хлопотное дело, да и свои «секреты» везти через океан — рискованно. По поводу тактики русского спецназа он отметил, что у них «применяются несколько другие методы».

Один нюанс. Хочется верить, что на крайний случай у спецслужб есть «шаблоны» для написания рапортов и докладов. Дело в том, что и в таком деле как борьба с террористической угрозой без бумажки ты, как ни крути, «букашка». В соответствии с российским законодательством решение о штурме, принятое командиром спецподразделения, должно быть одобрено штабом и утверждено письменным приказом руководителя контртеррористической операции. Возможно, оно и к лучшему — и «концы» отыскать можно, и есть время еще раз подумать, нужна ли именно силовая операция. Впрочем, во время учений на это ушло всего несколько минут, но и каждая минута в реальной ситуации может стоить жизни заложникам.

Ксения Потеева

С фоторепортажем о ходе учений можно ознакомиться здесь