Стрельба на погостах продолжится, пока правила игры не будут детально прописаны. В настоящем же муниципалы и коммерсанты тянут нормы на себя.
Как сообщили 47news в прокуратуре Ленобласти 8 июля, накануне Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти полностью удовлетворил иск надзора Ломоносовского района о демонтаже построек ООО “Диабаз” на кладбище у деревни Лаголово. Запись появилась и на сайте суда. В иске - подоплека недавнего конфликта на этом погосте.
47news рассказывал, как 1 июля крепкие ребята привезли и поставили два вагончика, а вход в здание администрации заблокировали мусорным баком. И зачем-то расстреляли из травмата прицеп с дровами. Возбуждено уголовное дело по хулиганству, двое задержаны.
На этой скорбной земле работают конкуренты: ИП Максим Парфёнов и упомянутый “Диабаз”. Но с существенной разницей - у первого вагончик был за воротами, у второго - на территории. Оба предлагают гробы, памятники, оградки и прочие ритуальные принадлежности и услуги.
Похоронный бизнес регулируется Федеральным законом от 1996 года, но он крайне устарел. Сами кладбища могут быть либо муниципальными, либо государственными - в аренду их передавать нельзя. Регламент работы создают советы депутатов. В Лаголово положение принято в 2021-м. Разрешение на каждое захоронение выдаёт местная администрация.
По мнению Парфенова, местная администрация поддерживает конкурента. Чиновники якобы охладели к предпринимателю, пошли отказы.
- Да, я так считаю. Этот “Диабаз” вообще там работать не имеет права. Поначалу, когда начинал, мне препятствий не чинили. Потом увидели, что пошел в гору - закрыли ворота. А памятник - не коромысло, к месту установки на горбе не принесешь. Приехала полиция, - открыли. При этом я на каждое погребение должен подписывать документы сначала в администрации, а потом в МУП.
По словам собеседника, недавно к его вагончику приставили мусорное пухто (ровно так же, как случилось 1 июля со входом в администрацию кладбища).
Фото - читатели 47news
Собственно, после этого товарищ Парфенов под лозунгом “почему им можно, а мне нельзя” завез на территорию свой скарб.
- То есть, вы поступили так же, как конкуренты?
- Тут, пожалуй, да. Но после того, как глава администрации приехал ко мне с подчиненным. Сказали, что работать я здесь не буду, мол, собирай манатки.
В начале прошлого года Верховный суд вынес знаковое для похоронщиков решение - разрешил оказывать услуги на кладбищах частникам, а не только специализированным компаниям муниципалитетов.
Глава администрации Дмитрий Селиванов в разговоре с 47news не согласен, что изгонял бизнесмена.
- Я с ним только по работе в кабинете общаюсь. Он жалуется постоянно. То, что случилось с “Диабазом”, - из-за этого. Они там исторически работали лет десять. Единственное, что я его заставил, это согласовывать все работы.
- Что после решения прокуратуры будете делать?
- Не знаю пока. Может, имущество “Диабаза”, постройки эти, передадим в МУП. Там ведь и непонятно, чьи они на самом деле. Но будем исполнять.
Впрочем, занимая место, ни та, ни другая сторона ничем особо не рискует. После представления прокуратуры следует арбитраж, исполнение (вывоз бытовок), а затем можно вновь заезжать, и так по кругу.
Для наведения порядка законодатель обязал создать муниципальные бюджетные учреждения. Они должны вести реестр захоронений, оказывать минимальный перечень услуг по установленным тарифам, хоронить бездомных и тех, у кого нет родственников. Самый дешевый гроб, транспортировка. Но могут оказывать и все прочие услуги, зарабатывая копейку в местную казну.
В реальности, всё сложилось иначе. 47news не раз рассказывал, как рядом с МБУ появлялись некие ООО. Как правило, они выигрывают копеечный и невыгодный конкурс на уборку территории, столбятся на кладбище и начинают единолично оказывать услуги. Такая практика особо закрепилась под Всеволожском, где давно идут похоронные войны.
Возможно, в Лаголово произошло нечто похожее. Там работает МУП “Лаговала”. О дружественных отношениях можно судить по двум чекам на одну и ту же услугу: на товарном - печать МУП, на кассовом - “Диабаза”.
Фото - читатели 47news
ООО “Диабаз” зарегистрировано в Лаголово 11 лет назад (примерно с того же времени создан МУП). Владелец Дмитрий Медведев, гендиректор Анна Куранова. По данным СПАРК, оборот за прошлый год составил 34 млн, прибыль 2,9 млн.
Есть и пасторальные нюансы. По данным СПАРК-Интерфакс, Медведев ранее был директором МУПа.
- Ничего предосудительного не вижу. Уволился, сейчас у меня коммерческая структура. Если администрация скажет убрать вагончик, уберу, у прокуратуры претензия только к нему была.
- Но вы же понимаете, как выглядит. Были директором МУП, стали директором частной компании, которая там же работает.
- Монополии нет, там еще пять-семь ИП работает, кто-то гробами занимается, кто-то памятниками, венками. Никакого подвоха.
Так сложилось, что в подобных случаях, кто из коммерсантов ближе к местной власти, тот и работает на территории. Это преимущество: родственники умерших находятся не в том состоянии, чтобы анализировать, слушают тех, кто на месте предлагает услуги. Помещение на кладбище внушает больше доверия. Цены тоже устанавливаются без оглядки на конкурентов.
Ещё отличительный признак небольших кладбищ - крепкий иммунитет к возгласам прокуратуры. Как рассказали в надзоре, представления были главе администрации о нарушениях земельного законодательства, закона о защите прав потребителей, муниципальной собственности и некоммерческих организациях. Не нашлось и оснований для перекрытия въезда. “Диабазу” было указано съехать и “освободить на территории муниципального кладбища самовольно установленные объекты и атрибуты похорон”. Неисполнение требований и привело надзор в арбитраж.
Если подниматься над ситуацией до всей Ленобласти, то в начале 2020 года был принят областной закон “О перераспределении полномочий в сфере похоронного дела между органами госвласти Ленинградской области и органами местного самоуправления”. От него много ждали, но документ оказался крайне рамочным. В подзаконных актах планировалось прописать требования к качеству ритуальных услуг, правила содержания ритуальных объектов, порядку работы кладбищ, тарифы и много чего ещё. Наверное, это бы позволило сделать отрасль прозрачнее.
По словам опрошенных игроков рынка, никаких разъяснений нет. Так, обсуждалось создание единого уполномоченного органа. Но что это за орган, пока неясно.
В Петербурге относительный порядок в отрасли уже наведен. Ещё в 2006 году было принято “Постановление об организации похоронного дела”, где подробно расписан регламент и правила. Создана “Специализированная служба по вопросам похоронного дела”, занимающаяся проведением конкурсов с достаточно точными техзаданиями.
Но в Ленобласти - свои особенности местного самоуправления. Свои лекала вольно создавать каждое поселение, а таких здесь - 205 в 18 районах. “И тут еще все зависит от характера главы администрации. Если считает себя хозяином всего, то и чужаков не потерпит”, - говорит один из коммерсантов.
- Пока разброд и нет единых правил, бардак продолжится. И на рынке периодически появляются залетные парни. Думают, что мы деньги гребём лопатой, ничего не делая. Разве что вам, журналистам, от стрельбы - новости, а нам нужны правила и тишина, - отметил другой профильный коммерсант.
Гражданам, наверное, тоже.
Теоретически, исправить ситуацию может принятие нового федерального закона "О погребении и похоронном деле". Последняя такая инициатива внесена в Госдуму в марте нынешнего года. Она предполагает полную замену закона, действующего с 1996 года. Но подобные попытки были в думах семи созывов.