МВД сверстало брошюру для педагогов про колумбайнеров — обиженных детей, готовых убивать. Точнее, как их узнать. Нового методичка не обещает. Но лучше прочитать.
МВД в лице своего представителя Марии Кольцовой 6 июля сообщило о разработанном пособии для учителей. Брошюра должна помочь выявить школьников, планирующих нападение на образовательное учреждение. В разработке критериев участвовали Следственный комитет и МГУ.
Схожую методичку с названием "Колумбайниана. Методы анализа и предотвращения насилия в школе" пару лет назад выпустил помогающий силовым структурам петербургский "Центр психологической безопасности". 47news связался с директором центра Арсением Постниковым. По его словам, во время подготовки пособия представители ведомства на него не выходили, но педагогов на тему шутинга ему довелось консультировать.
- Из громкого за последние годы - стрельбы в Политехе Керчи, колледже в Благовещенске, в гимназии Казани, в Университете Перми. Есть ли запрос от школ, приходите, расскажите, что вообще делать?
- Отклик есть. На нас, например, обратили внимание, когда везде про "синих китов" говорили. Вышел на связь ректор Финансовой академии в Феодосии, в итоге мы по крымским школам проехали. У нас по этой теме была актуальная методичка. Полный генезис. Что за всеми этими "китами" никакое ЦРУ не стоит, а есть эффект рекламы, который повлиял на взрослых. Учителя говорили детям: "Ни в коем случае не играйте в "синих китов". А надо было эту тему просто обесценить. Например, сказать: "Да мы в этих "синих китов" тоже играли, там заставляют украшения из дома выносить". Всё, секрет раскрыт, ребёнку уже неинтересно. А так, конечно, "проверь свои силы", "игра на смерть и жизнь". Это привлекает несовершеннолетнего.
- А вы глаза этих крымских учителей можете вспомнить. Они на ваших лекциях не скучали, мол, приехал кто-то из Петербурга заумь рассказывать, послушаем и ладно?
- Не видел таких. Были те, кто возмущались упоминанием какого-нибудь контента. Например, когда я предлагал посмотреть сериал "Школа" Гай Германики, чтобы понять современного подростка. Абсолютно нормально встречали. Сильные дискуссии были. У нас действительно ответственные педагоги. Более того, скажу, что на периферии есть учителя, которые пытаются индивидуально работать по этим темам, интуитивно идут на детей из зоны риска. Методики-то на самом деле простые. Другое дело, что есть такие, кто уходит в откровенную лженауку, например, психоанализ и прочую гомеопатию. Думаю, что МВД сделала неплохую методичку, всё-таки в пространстве силовиков у нас лженауки нет.
- Вообще таких работ, курсов, брошюр в избытке или в дефиците?
- Такие методички много кто писал. Другое дело, что некоторые явно писались под отмыв денег. Садятся психологи с чиновником и договариваются сделать брошюру под грант. У меня же всё-таки аналитическое агентство, вижу, что и как. Но даже это нормально, пусть и такие методички будут. Они создают эффект заинтересованности государства в подобной работе. Следом появляются энтузиасты со своими проектами. Например, вслед за "синими китами" появились "дельфины", которые спасали жертв этих китов.
- Хорошо, я педагог, вам за пять минут, на пальцах надо мне объяснить, куда и на что смотреть, чтобы опознать потенциального стрелка?
- Первое, естественно, резкая смена эмоций у кого-то в классе. Причём эмоции должны быть гипертрофированные. Второе — главное внимание на жертв травли. Они основная зона риска. Третье — наладь с объектом контакт, прояви к нему интерес. Как, например, мы людей из сект вытягиваем. Подходишь к нему и спрашиваешь: "Слушай, ты такой умный, мне нужен твой совет". Всё, ты сделал его значимее себя. Он себя чувствует нужным, значимым. В четвёртых, если видишь, что подросток в зоне риска — обязательно сообщи в полицию. Каждому учителю рекомендуем самостоятельно познакомиться с начальником отдела. В пятых, что касается одежды, татуировок и прочего. Как правило, на глазах классного руководителя подросток растёт несколько лет. Естественно, он должен обращать внимание на резкую смену гардероба ребёнка, появление новых тату. Естественно, что знать все рисунки необязательно, каждый год — новые тренды. Но сфотографируй, приди домой, загугли. В принципе, все эти инструкции и так спускают преподавателям сверху. Но многое зависит от его любознательности.
- Инструкции сверху — звучит как-то обыденно, методичка МВД серьёзнее...
- Могу сказать, что проблема с детским насилием в школах, с буллингом изучена настолько, что и добавить что-то сложно. Она буквально раскрыта со всех сторон. Это модная проблема, и за рубежом в неё вливают колоссальные деньги. Естественно то, что на этой орбите крутятся многие исследования. Другое дело, что тут же и квазиисследования, которые просто создаются в угоду гендерной идеологии. Всё-таки единственная научная школа психотерапии у нас — когнитивно-поведенческая, если грубо — дрессировка. Если человек делает что-то хорошее — мы его хвалим, если плохое — наказываем. Позитивное подкрепление, стимулы. Всё это применяют и в армии, и в советской школе. А квазииследования — это эзотерика, электросенсорика и всякая магия, не имеющая научной основы.
- На западе это ведь всё раньше началось, чем у нас...
- В США давно устоявшийся культ насилия. Все эти "Прирождённые убийцы", Бонни и Клайд — американские легенды. У нас в России всё-таки героизировали солдат, которые умирали за страну. Плюс культ оружия, его свободное приобретение. Агрессия — каждый год, и подобные случаи будут каждый год повторяться. Можно дойти до нейробиологии иммигрантов и сказать, почему это насилие будет продолжаться, но не в этом суть. Естественно, что и исследований у них на эту тему много. Например, именно в Америке зафиксировали такую вещь как инфовирус. Если в школе произошёл шутинг и СМИ поддерживают эту новость на протяжении двух недель, препарируя личность стрелка, значит, ждите через пару недель очередной инцидент. Кстати, посмотрите, как наши главные медиа стали освещать стрельбу в Казани. Подача была изменена, акцент сместился на учительницу, которая пыталась спасти учеников. Героем делали именно её. Хотя СМИ у нас регулировать сложновато.
- Ладно, если уже существует этот океан бумаг и инструкций по профилактике, зачем ещё и методичку МВД выпускать?
- А очень хорошо, что ведомство её выпустит. Теперь у нас будет официальный документ. На основании него можно будет делать запрос в органы. К этой методичке теперь можно будет обращаться во время судебного процесса. А мвдшник теперь сможет прийти в школу и раздать её учителям. Что плохого, если у нас учитель получит дополнительные знания.
- Так этот же школьник, вынашивающий дурное, будет первым, кто побежит скачивать методичку от МВД, чтобы надёжнее схорониться? Вон пермский стрелок кичится, что досконально анализировал новости про Казань...
- Публикации такой литературы неизбежны, и её лучше выпускать, чем скрывать. У студентов сейчас наблюдается всплеск увлечения криминологией благодаря сериалам. Они уже понимают базовые вещи, как определить психопата. А потенциальный стрелок свои знания сейчас может получить и без этой брошюры. Литературы очень много, найти можно любую - вплоть до того, как создать диверсию на территории города.
Беседовал Александр Калинин
По данным МВД от февраля 2022 года, за пять лет в 34 регионах России зафиксировали 70 случаев, связанных с нападением на школы. В статистику вошли как совершенные атаки, так и подготовка к "скулшутингу". Активно фиксировать стрельбу в российских школах стали в 2013 году, когда произошли инциденты с травматическим оружием в учебных заведениях Красноярска, Москвы и Великого Новгорода.