Виски покупайте летом, шампанское до октября, иначе на Новый год будет водка, советует эксперт. Читайте, по кому точно ударит уход иностранных производителей алкоголя.   

Из России уходят западные производители алкоголя. Из последних, британский Diageo c брендами Smirnoff, Black Label, Johnnie Walker, Guinness, Baileys, Captain Morgan и другие. Ранее, американская Brown-Forman - Jack Daniel"s, водка Finlandia и вина.

О перспективах нам рассказал директор “Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя” Вадим Дробиз.  

RIAN_2555717.MR.900.ru.jpg Вадим Дробиз (слева), фото © РИА Новости, Владимир Астапкович

- Чем грозит уход потребителю?

- Не надо за него беспокоится - ещё никогда в России не было такого - пришел человек, не увидел свой любимый напиток и остался трезвым. Надо понимать, любой брендовый виски, ром, джин - это примитивнейшие продукты, на них накручены колоссальные маркетинговые издержки - дымовые завесы. Ну вот исчезнет “Бейлис” и что? Дома делается не хуже, рецепты есть. Налей в бутылку и никто не отличит. Я никогда брендовую фигню не предпочитал. Виски вообще не считаю напитком - самогон он и есть самогон.      

- Можно ли оценить сегодня запасы у дистрибьюторов?

- Как правило, они на несколько месяцев. Что-то кончится до декабря, что-то раньше. Но на Новый год на столах уже будет пустовато.      

- Вы за или против параллельного алко-импорта? (его не разрешили).

- Я - за. Но с условием, что им бы занималось ограниченное количество уполномоченных компаний. Они должны гарантировать качество. Да и сами владельцы брендов будут заинтересованы, чтобы к нам попала нормальная продукция. Когда-нибудь сегодняшняя ситуация кончится,  им незачем портить имидж и пичкать нас всякой дрянью.  

- А сколько всего выпивает Россия? И чего?

- Водки 800 миллионов литров в год, из них импортной несколько миллионов. Коньяка 120 млн, из них 30 млн импортного, а из него 5-7 млн дорогого  - французского. Виски 60 млн. Примерно 35 млн литров завозится в бутылках, 25 млн производится у нас из импортных дистиллятов. 

- Какую долю иностранцы занимают?

- На рынке вина 50%. Коньяка и игристых вин по 30%, водки 3%. Виски весь зарубежный. Ушедшие компании доминировали. Та же Diageo занимает на рынке виски 15-17%. Но, вся эта продукция для 10% потребителей. Остальное население такое не пьёт. Хотя, если смотреть рекламу, у нас все на "Хеннесси" и "Вдове Клико". Это же не так, просто дешевое не рекламируется. 

- Уточните, кто расстроится?

- Пострадает бизнес. Рестораны, где продавалось процентов 20% премиальной продукции с наценкой 300%. Хотя от общего количества алкоголя на рестораны приходится 3%. А сколько крутилось вокруг - сомелье, рекламные агентства, амбассадоры. Во всем мире так. Кормится огромное количество людей, создают престижность. Компании которые занимались импортом тоже пострадают.      

- Это большой круг?

- Я их называю присосавшимися. Отдельный мир. По поставщикам премиальных марок ударит больше всего. Кто-то рухнет, особенно те, кто сидел на работе с ресторанами и отелями. 

- А если пониже? Например, Diageo производит одни из самых дешевых виски “Вайт Хорс”. Пацаны у подъездов пьют.      

- Да, есть и такие продукты. Никакой ценности не представляют. Произведены нашими компаниями из висковых дистилятов, привезенных из-за рубежа. Через несколько лет мы сами себя обеспечим таким виски. Заводы уже строятся, но нужно три года, чтобы перекурить спирт, поставив бочки.    

- Пример чуть повыше - “Джэк Дэниэлс”, тоже в сетях. Напиток компании Brown-Forman, тоже ушла. 

- Да, это из той же серии. Но брэнд сидит в голове потребителя, его заколотили рекламой. Индийский виски не чем не хуже. Он и не может быть хуже, страна была колонией Великобритании. Практически ничем не отличается, культура производства создавалась англичанами. Та же технология. Разница лишь в названии-восприятии потребителя. Ему нужно время приспособиться. 

- На сколько в сетях вырастет цена, пока мы будем адаптироваться?

- Как минимум логистика уже серьёзно подорожала. В марте прогнозы были, что на 30% цены вырастут. Сегодня неясно. Например, что с курсом доллара будет. Может до 30 рублей опустится, а, может, станет 100 рублей. Но сейчас доллар падает, а цены на импортную продукцию - нет.   

- Могут наладить поставки из Казахстана? Сигареты уже пошли.   

- Теоретически да, но какая будет цена? И как будут продавать в эти страны с Запада? Могут выдвинуть требования - без перепродажи в Россию. 

- Кто из крупных поставщиков остался?

- Как им остаться? Некоторые просто ждут, но уйти придется, это уже политика. 

- Есть байка про “Баккарди”. Компания из США, но когда надо “становятся” старинной кубинской фирмой. Как вам такая гибкость?

- Не пройдёт, ситуация не та. Западный мир полностью организован. Накажут легко любого. Компании очень зависимы от массового покупателя. И это точно не кубинцы или казахи, а европейцы и американцы.   

- Вопрос от нашего выпускающего редактора-дамы - что насчет ликёров?

- У нас есть хорошие ликеры. Они точно не хуже. Я ещё в советское время имел доступ через “Березки” к “Мартини” и “Чинзано”. Мы сравнивали с “Букетом Молдавии”. Он на голову выше. Абсолютно.  

- На полках гипермаркетов с десяток видов дешевого рома. Он так востребован?              

- Ни ром, ни джин, в чистом виде у нас никто не пьёт. Ну, может, полпроцента потребителей. А в коктейли какая разница?! За 5 долларов он или за 100 -  вообще без разницы.

- Немного в сторону. Продажи самогонных аппаратов вырастут? 

- Нет. Все кто хотели, уже купили. Самогонщиков - две сформировавшиеся группы. Одна - творческая, как правило, обеспеченные люди, для души. Вторая группа - бедные. Гонят либо для себя, либо на продажу. Роста самогоноварения тоже не будет, средний класс будет искать каналы доставать то, к чему привык.       

- А что с шампанским? Крым закрывает эту брешь?

Нет. Может кончиться уже осенью. Если уйдет 30% импортного вина и игристого, собственной продукции не хватит. Винограда у нас не достаточно,  а замещать нечем. Только если не дадут зеленый свет фальсификату.       
Помнится, “Абрау Дюрсо” привозил виноматериал из Южной Африки.
Уже по закону нельзя так делать. Можно только из российского винограда, которого очень мало. 

- Это ограничение было для развития собственного виноделия?

- Да, конечно. Быстро отменить вряд ли получится. Проще левого нагнать. 

- Это как? Ввозить?

- Зачем. Водой разбавлять и химикатами (смеется). Конечно, это не про “Абрау” речь, но желающие найдутся.      

- Из ваших слов у меня картинка новогоднего стола: бутылка нашей водки. И все. 

- Да, могут быть проблемы. Запасливый вытащит из шкафа бутылку виски, купленного не позднее лета и шампанского - не позднее сентября. Хотя, такое место пустым не бывает. Может, Молдавию откроют. В Узбекистане винограда много, но кто будет пить их вино? От безысходности только. У Армении толком ничего нет. Из Грузии очень мало можно вывезти.  

- Средний класс загрустит?

- Он разный - нищий, бюджетный, настоящий и зажиточный. Но в кризис попадают все. Собственно, только они и пострадают. Бедноте-то какая на фиг разница есть виски или нет. И бюджетникам всё равно.            

- Можно предположить, что появятся небольшие точки где-то, к чему мы привыкли, будет продаваться по заоблачным ценам?

- Во-первых, остается система дьюти-фри. Собираются открыть даже на внутренних рейсах. В целом же, не бывает так, что на спрос нет предложения. Будут доставать.  

- Всё это может повлиять на основной объём потребления дешёвой водки?    

- Нет. Этот рынок растет - и производство, и потребление, на 10% к году. Да и вообще, население на уровне конкретного потребителя само решит свою проблему. Даже если бизнес сложит руки.

- Ваш какой любимый напиток?

- Я вообще не пью, мне нельзя.  

Беседовал Виктор Смирнов, 47news