Германия провалила Балтику, но с нами - Китай и Италия. 47news узнал, кто и куда теперь возит железную руду, и почему тяжеловесы Усманов и Мельниченко не боятся санкций. 

Из Азовского и Черного морей мы возим сырьё в Италию, Китай, Турцию и по чуть-чуть в Румынию, Сербию и Японию. Что любопытно, объемы поставок за 5 месяцев текущего года по сравнению с 5-ю месяцами прошлого здесь в целом не изменились. Тон в этих двух акваториях задаёт Италия, в оба периода она приняла по 1,1 млн тонн. В прошлом году это было 46% морского экспорта руды из Азово-Черноморского бассейна, в этом - 52% - из-за почти в два раза упавших поставок в Китай и Турцию. Последнее связано с капризами внутреннего спроса этих стран, тут нет политики.

Участники рынка затрудняются объяснить "итальянский феномен" однозначно, но обращают внимание: экспортными продажами "Металлоинвеста" занимается швейцарская Metalloinvest Trading AG. Группа может продавать руду собственной компании с иностранной пропиской.  

  pic_1.png

В балтийских портах импортеры российской руды разнообразнее. Основные игроки там в начале нынешнего лета - Германия, Китай, Польша, Бельгия и Словакия. Но там и страсти кипят поглубже. Германия за первые 5 месяцев 2022 года сократила потребление почти вдвое - с 1,2 до 0,7 млн тонн, а активные год назад Франция, Великобритания и Турция статистику, в общем-то, покинули. Европейцы - по политическим соображениям, Турция - из-за особенностей внутреннего спроса.

Всё вместе сделало балтийские порты абсолютными антилидерами - за 5 месяцев этого года они сократили экспорт российской руды на 45% с 2,5 до 1,4 млн тонн

pic_2.png

Потребители нашего железорудного сырья, экспортируемого через Баренцево море (порт Мурманск), - Китай и (чисто символически) Германия с Исландией. Объемы двух последних исчисляются несколькими десятками тысяч тонн и на показатели не влияют. Китай импортирует 1,2 млн тонн, за первые 5 месяцев этого года поставки сократились на 4% - что с санкциями точно не связано - и составили 94% всего объема. 

Похожая картина - в портах Дальнего Востока. Из Владивостока, Восточного и Находки российская руда направляется исключительно в Китай, её сравнительно мало (0,2-0,3 млн тонн), и за последний год ситуация не меняется. 

Обобщим: международные санкции не повлияли на морской экспорт российской железной руды в Китай и Италию, зато почти в 2 раза сократили их в Германию и обнулили в Великобританию и Францию. Их место по чуть-чуть заняли менее экономически развитые европейские страны, некоторые из которых попали в статистику до начала спецоперации на Украине. Самая ощутимая потеря - Германия (- 0,5 млн тонн). Общие потери морского экспорта российской железной руды за первые 5 месяцев - 1,3 млн тонн.  

pic_3.png

Рудная королева дальневосточных портов - группа Petropavlovsk с юридическими корнями в Великобритании и штаб-квартирой в Лондоне. Её конек золотодобыча в Амурской области (входит в топ-5 российских золотодобытчиков), но железная руда в списке опций тоже присутствует - её вырабатывает Кимкано-Сутарский ГОК. Акции Petropavlovsk периодически меняют хозяев, последнее сообщение датируется апрелем - тогда "Южуралзолото" Константина Струкова стало владельцем 29,18% акций группы, чью стоимость оценили в 28 млн долларов.

Основателем Petropavlovsk считается экс-сенатор от Амурской области Павел Масловский, арестованный в конце 2020 года за растрату (сведений о прекращении этого уголовного дела в открытых источниках не было) - Forbes назвал это событие апогеем корпоративного конфликта в группе.

100% производимого Petropavlovsk золота традиционно скупает Газпромбанк, который в конце марта был включен в санкционный список Великобритании. Деловые СМИ пророчат группе серьезные неприятности, связанные с экспортом продукции.

Железорудный грузооборот группы в портах Дальнего Востока довольно скромен - 0,2-0,3 млн тонн за 5 месяцев 2021 и 2022 годов в Китай. Май оказался абсолютно провальным - погрузка железорудного сырья на суда в дальневосточных портах сократилась почти в 2 раза по сравнению с маем 2021 года и на 26% по сравнению с апрелем.

Суперэкспортер железной руды в Мурманске - специализирующийся на добыче и поставках угля и минеральных удобрений "Еврохим" Андрея Мельниченко. Его результат за 5 месяцев сего года - 1,1 млн тонн, примерно столько же, как и в аналогичный прошлогодний период. Это 22% всего морского железорудного экспорта России. "Каплю в море" добавляет в северной акватории "Металлоинвест" Алишера Усманова - 0,1 млн тонн к началу этого лета, что совсем чуть-чуть, но в 4 раза больше, чем в прошлогодние 5 месяцев. Картинка производит впечатление стабильной и от международных санкций независимой - к тому же, основной потребитель рудного экспорта через Баренцево море, как мы уже писали, Китай. 

Андрей Мельниченко в начале марта попал под санкции Евросоюза, передал свои доли в бизнесе супруге Александре, которая тоже попала под санкции, но заявила о планах их обжаловать. Не минул санкционный список и Алишер Усманов, но представители "Металлоинвеста" заявили, что на бизнесе это не скажется, потому что "бизнесмен владеет менее 50% головной компании холдинга". 

В Азово-Черноморском бассейне совсем другой расклад. Там морской экспортер №1 - "Металлоинвест", причем, этот "первый номер" настолько внушителен, что занимает 38% всего российского морского экспорта железной руды. И официальная позиция компании по поводу независимости от санкций, похоже, правдива - за первые 5 месяцев она отправила Черным морем 1,9 млн тонн сырья, в целом столько же, сколько было за прошлогодние 5 месяцев.

С далеким отставанием от "Металлоинвеста" грузят в российских южных портах руду "Евраз" Романа Абрамовича и "Новолипецкий металлургический комбинат" (НЛМК) Владимира Лисина. Вернее, грузили - "Евраз" остался и даже сохранил к началу лета свои скромные 0,1 млн тонн, а НЛМК в качестве рудного экспортера Азовского и Черного морей больше нет, хотя за прошлогодние 5 месяцев он перевалил там на суда почти 0,2 млн тонн.

Кстати, Владимир Лисин оказался едва ли не единственным российским миллиардером, откровенно высказавшемся о международных санкциях. "Стыдно жаловаться на личные проблемы в ситуации гуманитарной катастрофы… но в текущих условиях к экономическим мерам можно относиться, как к альтернативе силовым действиям, которая дает ситуации шанс не скатиться к глобальному конфликту, способному обернуться катастрофой уже для всех", - процитировал его "Ъ".

Лидер рудного морского экспорта балтийских портов - тот же "Металлоинвест", но тут у него совсем не такая стабильность, как в южных морях. Результат к началу текущего лета - 1,4 млн тонн, хотя в прошлогодний период было 2,2 - это минус 40%. В принципе, оно не удивительно - основные страны-импортеры российской руды из Балтийского моря в Евросоюзе, а там отношение к России совсем не такое лояльное, как в Китае, куда железную руду везут из портов северных и дальневосточных морей. И там нет поставок в Италию, удерживающей стабильное потребление сырья, поступающего из азовских и черноморских портов.

Совсем грустно выглядят на Балтике позиции "Северстали" Алексея Мордашова. Её довольно скромные 0,2 млн тонн в первые 5 месяцев 2021 года обнулились. Участники рынка говорят про переплетение причин. Во-первых, Алексей Мордашов попал под санкции США, а, во-вторых, у него произошел логистический сбой в морском экспорте руды, которую "Северсталь" производит на АО "Карельский окатыш" в Костомукше. Раньше продукцию предприятия отправляли прямой железной дорогой в финский порт Коккола, потом переориентировали в усть-лужский "Ультрамар", но что-то пошло не так, а исправить не успели - начались санкции.

Совокупность неприятностей привела к полному провалу балтийского экспорта железной руды - как мы уже упоминали, минус 45% к первым 5 месяцам прошлого года. 

Лидерами морского экспорта железной руды в России были и остаются "Металлоинвест" и "Еврохим". Первый, в отличие от второго, существенно просел из-за международных санкций, у второго пока всё стабильно благодаря вектору на Китай. НЛМК и "Северсталь" ушли совсем, но их роль в железорудном морском экспорте была незначительной. Petropavlovsk и "Евраз" остались на своих традиционно скромных в этой сфере позициях. Пока что потери нашего морского железнорудного экспорта 1,3 млн тонн за первые 5 месяцев 2022 года. Это минус 21%. 

pic_4.png

Лев Годованник для 47news