О ситуации на границе Сокуров рассказал в письме, 22 июня его частично цитирует "Фонтанка.ру" со ссылкой на журналистку Ксению Ларину.
Режиссер собирался в деловую поездку в Милан, где должен был выступить на конференции. Самолет вылетал из Хельсинки, до финской столицы Сокуров ехал на автомобиле. На пограничном пункте он провел несколько часов, пока сотрудники разбирались с его паспортом. В итоге ему объяснили, что пропустить дальше не могут "из-за распоряжения Михаила Мишустина".
"Ответа на вопрос о причинах многочасового ожидания на асфальте перрона этой странной погранзаставы я не получил. Товарищ начальник смены в фуражке опять пытался исчезнуть, я же был вынужден уже просто крикнуть ему вослед: немедленно верните меня в Россию! Потому что у меня, человека в возрасте 71 года, стоять, опираясь на палочку, уже не было сил", — цитирует журналист письмо режиссера.
"Меня продержали четыре часа на границе, и я вернулся в Петербург. Не пропустили только меня и директора нашего фонда (некоммерческий фонд поддержки кинематографа "Пример интонации (Фонд Александра Сокурова)" - ИФ)", - сказал Сокуров, отвечая на вопрос "Интерфакса".
Сотрудники таможни, по его словам, объяснили свои действия распоряжением премьер-министра РФ об ограничениях по коронавирусу, однако, как отметил Сокуров, данное распоряжение отменено.
Председатель СПЧ Валерий Фадеев сообщил "Интерфаксу", что в переписке членов СПЧ есть сообщение, которое Сокуров отправил коллегам в одной из комиссий совета. "Есть предположение, и это указывается в СМИ, что это связано с какими-то формальными ковидными отграничениями на выезд из России. Может быть, это так. Я в ближайшее время это узнаю. Если это формальные ограничения, то здесь, наверное, нарушений нет", - заявил глава СПЧ.
Фадеев предположил, что "некоторые (в этой ситуации) видят политику". "Я очень сомневаюсь, что в этом прецеденте, в этой неприятной истории есть какие-то политические следы", - сказал председатель СПЧ.
На сухопутной границе России и Финляндии до сих пор действует коронавирусное распоряжение. Выпустить из страны могут только владельцев недвижимости в Финляндии, пациентов финских клиник, не исключено и выполнение важных трудовых функций. Сокуров в письме утверждает, что с итальянской и финской сторонами его путь был согласован.
Финны отменяют ограничения с 30 июня. Российская сторона пока оставляет границу закрытой.