Из-за запрета на въезд российских фур в страны Евросоюза, который был введен 9 апреля, стоимость перевозки грузов из Европы в Россию и в обратном направлении выросла в четыре-пять раз. Компании, импортирующие или экспортирующие товары, уже переплатили в связи с этим около 68 млрд руб.

Как сообщает РБК, об этом говорится в проекте обращения Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) к президенту России Владимиру Путину.

Если ситуация не изменится — и, в частности, европейским автопоездам по-прежнему будет разрешен въезд в Россию, — дополнительные издержки экспортеров и импортеров до конца года составят 265 млрд руб. То есть в 2022-м общая сумма переплат может достигнуть 333 млрд руб.

Страны Евросоюза перестали пускать к себе грузовой автотранспорт, зарегистрированный в России, в качестве ответной меры на проведение военной спецоперации на Украине. В пресс-службе Федеральной таможенной службы в апреле отмечали, что ограничения не распространялись на автомобильные грузоперевозки фармацевтической, медицинской, пищевой и сельскохозяйственной продукции, а также на доставку энергоносителей, цветных металлов и удобрений. Тем не менее работу на европейском направлении, по данным АСМАП, вынужденно прекратили 3,1 тыс. российских автопредприятий с общим парком 45 тыс. автопоездов и штатной численностью более 70 тыс. человек.

Без конкуренции со стороны российских транспортных компаний положение европейских перевозчиков стало монопольным, они многократно подняли тарифы на свои услуги: если до апреля 2022 года стоимость рейса одной фуры из Европы в Россию составляла €3,2 тыс., то сейчас не ниже €12 тыс., сказал гендиректор АСМАП Андрей Курушин. По данным ассоциации, объем перевозок грузов автотранспортом между Россией и ЕС в 2021 году составил 22,8 млн т. Компании из России перевезли 55,4% (12,6 млн т) от него.

Чтобы выправить ситуацию, члены ассоциации предлагают запретить фурам из ЕС ездить в Россию — доставка должна происходить по схеме перегрузки товаров на границе (как это делается в Белоруссии). Дальнейшая задержка в принятии такого решения приведет многие предприятия автотранспортной отрасли к реальной угрозе банкротства, предупреждают они.