Недавние сидельцы в дорогих костюмах и галстуках обрисовали, как их встретила неволя за океаном. Читайте, как собиралась банда из русского, латыша и кубинца, а обвинение предъявляли за футболки.

Организаторы Петербургского международного экономического форума 16 июня собрали в одном зале россиян-узников, кому американское правосудие предъявило серьезные обвинения. Темой обозначили "диктатуру неолиберализма".

Ярче всех высказался петербургский предприниматель Олег Никитин. В 20-м году он – учредитель и гендиректор компании "КС-Инжиниринг". Уехал в Штаты на день договариваться о перевозке разобранного завода в Россию, а вернулся через два года. Сегодня в недешевом костюме и при галстуке, а тогда оказался в окружении ФБР.

RIAN_8216716.MR.900.ru.jpg РИА Новости, Григорий Сысоев
Олег Никитин

- Задерживала морская пехота, Департамент обороны и ФБР. Очень удивлялись, что нет ноутбука. А я на следующий день должен был улетать. Положили на пол, руки за спину, мужчина уязвим в этом положении всегда. Рядом стоял офицер, смотрел на меня и говорит: "Знаешь, я в последнее время винчу русских много. Вы все говорите об одном, что не виноваты", - говорит Никитин.

Ночь перед встречей с Фемидой – в бетонном карцере без окон, но с унитазом: "Нет ничего, кроме постоянно горящей лампы. Надзиратель подходит к камере, смотрит в глазок и как будто в подтверждение, что все нормально, бьет металлическим фонариком по железной двери: бум! Потом к следующей камере, и так продолжается круглые сутки".

Заокеанский суд предприниматель описал совсем не так, каким мы видели его в кино. Из рассказа выходило, что зал устроен в форме греческого амфитеатра, где на вершине – его честь в мантии. Ярусом ниже – прокуратура. На втором – секретари, за ними приставы.

- Ты стоишь один в самом низу, на ногах кандалы, на руках – наручники, на поясе цепи. Все это скреплено в единую систему, называется shackles, или "шакал". Двигаться в них невозможно. Это оттуда, кстати, выражение "винтить", потому что все детали кандалов в буквальном смысле вкручиваются в крепления, - рассказал Никитин.

Под колпаком ФБР Никитин провел больше двух лет и сменил три изолятора от штата Джорджия до Алабамы – очага работорговли. На это спикер указал не случайно: арестанты там буквально становились невольниками. Обвинение, по словам бизнесмена, предъявили в шпионаже, технической разведке, нарушении санкционного законодательства и заговоре с угрозой национальной безопасности США. В совокупности могли осудить на 65 лет.

- Камера на 16 человек, я один белый. Время от времени прибывали другие, но их быстро забирали. В одном помещении – обвиняемые в самом разном. Надо мной на нарах – убийца Фишер. Первое его преступление – покушение на убийство, перерезал человеку горло в Нью-Йорке. Вообще мои сокамерники получали по 37, 40 лет, одному парню, Стейни, дали 67. Попадая туда, люди понимают, что не выйдут никогда.

Но наш бизнесмен в гнетущих условиях не растерялся. И собрал интернационал таких же, как он.

- По местным тюремным законам делились на группы по национальностям, у нас бы сказали - группировки. Конечно же, выжить одному невозможно. Мне пришлось создать свою банду. Ой, извините, свой коллектив, - поправился Никитин, а официальный голос МИДа Мария Захарова хихикнула: "Как бригада?!". – Со мной были кубинец, латыш. Это был костяк организации. Из кухонных работников выбили одного афроамериканца и определили латыша. Он приносил еду в наше крыло. Все хотели в нашу банду. Ой, извините, в наш коллектив. Был с нами и немец. Просился человек из Манчестера, но его не взяли, уже не помню, по каким признакам. Вообще в американских тюрьмах нет людей, национальностей. Нет ничего, у тебя есть только номер. Причем он не всегда соответствует имени. Меня консульство не могло найти в течение месяца.

- Как в итоге выбрались?

- Бог, Россия и семья. Это не пустые слова, вы спросили я ответил, - не избежал пафоса он. (Российские же СМИ зафиксировали, что Никитин заключил сделку с прокуратурой США).

Похожие ощущения у российского летчика Константина Ярошенко. Весной 2010-го спецслужбы США задержали его в Либерии по подозрению в подготовке авиаканала с наркотиками. Суд приговорил его к 20 годам несвободы. Из всего срока Ярошенко отсидел больше половины, 12 лет. Весной 2022-го вернулся на Родину, его обменяли на американца, что напал в Москве на полицейского.

RIAN_8216903.MR.900.ru.jpg РИА Новости, Григорий Сысоев
Константин Ярошенко

- Был незаконно задержан, вывезен в другую страну и отправлен в тюрьму. Когда стало плохо со здоровьем, взяли из больницы, бросили в камеру, как какую-то собаку, - сказал он. - Их СМИ пытаются все эти факты скрыть. Когда пытался связаться с нашими журналистами и передать факты, меня отправляли в карцер. Ни о каком правосудии и справедливости в отношении граждан России в США не может быть и речи, - коротко объяснил.

Руководителя Русского центра в Нью-Йорке Елену Брэнсон американское правосудие задело пока по касательной. В Россию она вернулась в 2020 году после того, как силовики в Нью-Йорке заподозрили ее в сговоре с угрозой нацбезопасности. Доводы следствия, скажем так, неоднозначны.

RIAN_8138213.MR.900.ru.jpg РИА Новости, Нина Зотина
Елена Брэнсон

- Пришли домой, забрали все мобильные телефоны, ноутбуки, другую электронику и пять часов беседовали. Потом провели этот, как это правильно называется… - ньюсмейкер долго подбирала слово "обыск". – Одним из поводов было то, что мы использовали на мероприятиях футболки с надписью I love Russia ("Я люблю Россию – ред.). То есть любить Россию уже запрещено.

О своем окончательном обвинении Елена узнала в начале марта 2022-го. Так что ее история только начинается.