Бюрократические проволочки в очередной раз не дают закончить благое дело. Как стало известно АЖУРу, портовый комплекс в Усть-Луге более года работает даже не на треть начальной мощности в ожидании межведомственной комиссии, которая должна принять объект. Пока портовики ждут заветных подписей, контракты на будущий год могут уйти к их заграничным конкурентам.

История с портом в Усть-Луге, казалось бы, должна была стать ярким и показательным примером триумфа государства российского. Однако, амбициозные планы по претворению в жизнь государственно-частного партнерства, похоже, забуксовали, попав в отечественную административно-бюрократическую систему. Даже несмотря на то, что строительные работы все еще ведутся, возводятся объекты серного терминала, готовятся подъездные пути, работает техника на контейнерной площадке, уже на этом этапе «полуфабриката» можно было бы выходить даже и на международный уровень. Серный терминал готов более года, его сдали 1 августа 2007-го. Сейчас строится новая линия транспортировки груза. Мощности серного порта оцениваются в 3 миллиона тонн серы в год. На терминале ЮГ-2, способном перегружать от 250 до 400 тысяч автомобилей, ограничились только двумя пробными партиями автомобилей. На универсальном перегрузочном комплексе простаивают новые немецкие краны, в кабинетах для сотрудников таможни стоит «под парами» оргтехника, рабочие ежедневно приезжают сюда только для поддержания жизнеспособности объекта.

Конечно, говорить о том, что порт построен, а работать ему не дают — нельзя. Строительство в самом разгаре. Канал все еще углубляют. Чтобы принимать «все флаги», нужно, чтобы глубины были от 14 до 17,5 метров. По словам капитана морского порта Игоря Юрова, до трети грунта идет на строительство объектов Усть-Луги, непригодный ил и донные отложения «складируются» в заливе в специально отведенных местах.

Руководитель Северо-Западного таможенного управления Михаил Прокофьев назвал порт Усть-Луга просто и грандиозно одновременно: новым «окном в Европу». Но пока оно явно заколочено, причем гвозди — за государственный счет.

Отсель грозить мы будем шведу

В современной геополитической ситуации «грозить» новый порт должен и более близким соседям — финнам и прибалтам. Серный порт и вовсе может «перетянуть» на себя большую часть грузопотока. Мол, соседи из Прибалтики уже демонтируют оборудование в своих портах. Действительно, введение порта с возможностью перегрузки автомобилей и вовсе переориентирует потоки на границах. По словам Прокофьева, с финско-российского участка границы теоретически может уйти почти 50 процентов грузов. Математика проста: 29% от всего потока на настоящий момент составляют автовозы, еще 19% - контейнеры. До 80 процентов объема грузов финского порта Котка — российский транзит. Гораздо дешевле возить машины не через финские порты (и затем уже наземным транспортом доставлять на Северо-Запад, откуда развозить по регионам), а направлять их прямо в российский порт, «пересаживая», например, на поезда. Соответствующая инфраструктура в Усть-Луге готовится. В этом есть последствие буквально «государственного» масштаба — поезда на Северо-Запад от иностранных соседей идут по большей части порожняком. Те же автомобили из ближайшей к российско-эстонской границе Усть-Луги можно было бы возить железнодорожными составами в так называемых «сетках». Компании готовы. «Тойота» и «Пежо» пробные партии уже поставили и их, похоже, все устроило. За исключением отсутствия пункта пропуска. Собственно, в него все и упирается. Последнее слово за межведомственной комиссией. А ее до сих пор не было, и точной даты ее появления в порту нет. Меж тем, ведомства уже самостоятельно смотрели за выполнением технических заданий. У таможни, например, претензий нет. В этом руководство порта заверили лично начальник СЗТУ и руководитель Кингисеппской таможни, в зону обслуживания которой и входит комплекс. Впрочем, как удалось выяснить 47News, некоторые недостатки все-таки были. И устранили их буквально недавно, хотя глобально — недочеты были незначительные и на них можно было бы закрыть глаза, положившись на честность исполнителей. Впрочем, ряд вопросов «внутреннего» характера у таможни все равно остался. К примеру, где взять необходимое число сотрудников для обслуживания такого объема грузов.

Здесь будет город заложен

В планах ОАО «Усть-Луга» не только порт, но и даже город на 35 тысяч жителей. Персонал для порта обучают еще с марта 2007 года, хотя, конечно, пока ажиотажа среди молодых специалистов нет. Средняя зарплата докера «на руки» - около 23 тысяч. На поддержание всей огромной инфраструктуры порта в устье Луги специалистов планируется поселить поближе. Это только пока на объекте работает около 2500 человек, к 2015-му в порту должно работать до 15 тысяч человек. Хотя по проектам большая часть домов должна расположиться на восточном берегу реки, строительство начнут на западном — там, в частности, лучше ситуация по инженерным сетям.

К городу и порту пойдут новые дороги. Часть трассы Петербург — Нарва уже отремонтировали, до конца года на некоторых участках еще сделают «ямочный» ремонт и даже полностью заменят дорожное полотно, по крайней мере, так пообещали в Росавтодоре, рассказал заместитель генерального директора по развитию портового бизнеса ОАО «Компания Усть-Луга» Александр Головизнин. Кроме этого Новгородская область заинтересована в прямом сообщении с портом — уже пройден этап согласования инвестиций. Врочем, о строительстве трассы пока предметного разговора нет. Также в планах и дорога Усть-Луга — Краполье — Черемыкино — Тосно и далее на Москву. Понятно, что транспортные пути это не только новострой, но и реконструкция, и расширение существующих трасс. Объем необходимых инвестиций на ближайшие годы оценивается в 26,8 миллиарда рублей.

«Пировать на просторе» пока рано: комплекс только выходит на начальные обороты. На минимальных мощностях работает угольный терминал. В полном объеме работы смогут вестись уже к маю-июню будущего года. Пока объемы не впечатляют — 6 тысяч тонн, но на одном причале расчетное количество обрабатываемого угля — 60 тысяч тонн, на втором причале — до 80 тысяч. Паромный комплекс, кажется, единственное, что работает «по часам», однако и тут — пока только «имиджевый» проект - принимает раз в неделю судно из Калининграда. Международным кораблям без пункта пропуска дорога пока закрыта. Тоже из разряда «имиджеукрепляющего» - приемка груза с коровами. Очередную партию буренок ждут 20 сентября. Пожалуй, самое печальное во всей этой ситуации — даже не упущенные выгоды прошедших месяцев, а те, что могут быть упущены в будущем году. Осень — время заключения сделок на следующий сезон. Оперировать порт в Усть-Луге может пока только обещаниями и теми весьма ограниченными возможностями, которыми обладает, без международного статуса. Далеко не все компании готовы серьезно пересматривать свои логистические схемы и рисковать бизнесом, опираясь лишь на посулы и грандиозные планы.

Ксения Потеева