Который год госслужащие пытаются выследить миллионы тонн строительного мусора. Призывают технологии, но получается так себе. 47news услышал, с кого спросили.

На заседании правительства Ленобласти 26 мая обсудили создание системы "Контроль перевозчиков строительных отходов". Докладывали главы комитета госэконадзора Марина Тоноян и комитета цифрового развития Андрей Сытник.

Для понимания - объём "строяка" в регионе составляет 12 млн кубов в год, что в 4 раза больше, чем всего коммунального. Контроль за его перевозкой слабый.

По словам Тоноян, уже работает мобильное приложение для инспекторов недавно созданной экомилиции. В нём видно, кому принадлежит грузовик, груз какого класса опасности везёт и куда едет, а значит, понятно отклонение от маршрута. Административная ответственность вполне болезненная: 5 тысяч с физлица, 50 тысяч с ИП и до 1 миллиона с юрлица. Госэконадзор работает в связке с сотрудниками ГИБДД - у них есть право останавливать машины.

- В нынешнем году проверено более трёхсот транспортных средств, составлено 42 протокола, штрафов более чем на миллион рублей, - рассказала Тоноян.

photo_2022-05-26_10-31-36.jpg

Заметим, что в Ленобласти уже пытались по современному взглянуть на то, что и куда едет и где складируется. Так, в 2017-м  году создана подсистема “Региональный кадастр отходов”. Тогда же - “Моделирование и прогнозирование терсхемы Ленобласти”. С тех пор ни о каких практических успехах не слышно.

В новой "игрушке" должна быть связь с остальными системами. Например, с “Региональной информационно-навигационной системой Ленобласти”, куда вносятся все грузовые машины и спецтехника. Нужна интеграции с “Единым реестром государственных информационных ресурсов” региона. И с реестром отходов тоже, он не может болтаться отдельно. И самое главное - нужна информация о тех, кто, где и сколько образует отходов.

1.jpg

Председатель комитета цифрового развития Андрей Сытник не унывает, перспективы описал радужные. Пообещал договориться с Петербургом о взаимодействии (на этом тягучем процессе погорел от изнеможения не один областной чиновник).

- Петербург генерирует огромное число строительных отходов, - сделал открытие он, добавив, что скоро с городом будет подписано соглашение о сотрудничестве.

В новом приложении будет 8 элементов: база данных перевозчиков, генератор QR-кодов, личный кабинет перевозчика со сведениями об автопарке, такой же для сотрудников госэконадзора. Пятый блок - административный, для сисадминов. “Он позволяет контролировать стабильность работы и формулировать ролевую модель” - интригующе сообщил спикер. Дальше - база данных адресов размещения отходов. Плюс два модуля аналитики “для разных аудиторий”, чтобы это ни значило.

photo_2022-05-26_10-34-24.jpg

Основной этап наладки Сытник пообещал закончить до сентября, а во всю цифровую мощь запуститься с начала 2023-го.

Исполняет работы по созданию приложения Региональный навигационно-информационный центр (половина принадлежит Леноблкомимуществу - ред.). Существует с 2012 года, но толком работать стала только последний год. Директор организации Рагим Ахадов сообщил, что в базу уже внесены 588 транспортных средств и 44 юрлица. Но этого недостаточно, всего машин около 1800. Там же данные о 47 нелегальных свалках. На деле - сотни.

- К июлю будет прототип для комитета, в сентябре готовый продукт. С городом тоже работаем, - коротко рассказал Ахадов.

photo_2022-05-26_10-36-07.jpg

Финансовый вице-губернатор Роман Марков задумчиво прокомментировал: “Интересные системы, перспективные. Когда доведем до внедрения, сможем предложить другим регионам”. Добавил дежурную фразу: “Коллеги, есть вопросы?”.

Тут неожиданно выпалил губернатор Александр Дрозденко: “У меня есть вопросы к Андрею Сергеевичу (Сытник - ред.)”.

- Что по срокам? Почему со следующего года? Третий год об этом говорим. Либо очень медленно работа ведется, либо недостаточно быстро. Как правильнее? По графику было, что в июне систему полноценно введем, а сейчас - на год позже.

Товарищ Сытник отбивался от порки как мог.

- У нас все в графике. Со следующего года вводим в промышленную эксплуатацию. Сейчас она в опытной. Второй этап опытной эксплуатации начнется в июле, ну, а потом она заработает со всеми системами, - как костяшки домино складывал спикер линию бюрократической защиты.

Дрозденко спросил у Тоноян, как она на это всё смотрит.

- Мобильное приложение помогает, но мы же обсуждали, этого недостаточно. Наша задача не только выявлять свалки, а чтобы они не появлялись. Нам нужно получить систему отклонения маршрутов и понимать, где сброс отходов. Пока такой аналитики нет.

Дрозденко переключился на главу РНИЦ Ахадова: “Причина столь длительной реализации в том, что мы недофинансируем вас, в том числе по задолженности? Понятно, что в долг много не сделаешь. Или иные причины есть?” (давняя история, связанная с прежним руководством организации - ред.)

- Да, задолженность есть. По мониторингу транспортных средств. Надеемся в ближайшее время решить. По новому проекту мы включились в декабре. Все идет по плану, - словно запев, ответил отвечающий.

- Так а что по задолженности? - не отставал Дрозденко уже от Сытника.

- Ведем системную работу, активно взаимодействуем, разбираемся с комитетом финансов, формулируем единую позицию, …планируем за полгода разобраться, к 1 июля закроем этот вопрос, - затараторил, запутал (ну идеальный бюрократ), но так и не ответил глава комитета по цифровизации.

Так и живём, оцифровываемся потихоньку.