Участники нестабильного рынка грузоперевозок ропщут на страховщиков. Те со скрипом выдают обязательные полисы. 47news увидел в этой истории больше, чем 800 рублей штрафа.
Компании-перевозчики Петербурга, в чьих автопарках не один большегруз, и дальнобойщики-частники уперлись в проблему страхования. В том смысле, что оформление заурядного полиса ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности - Ред.) стало для них той еще задачкой.
- Два месяца не могли оформить полисы на сидельные тягачи MAN и Volvo. Анкеты ни на каких сайтах не заполняли, а приходили лично в офис. Там сотрудники ссылались на проблемы с системой, которая "не выдавала" полис, и предлагали зайти через пару месяцев. В одной компании вместо 30-40 тысяч за один полис заломили 80, - рассказали 47news 23 мая в одной из компаний-перевозчиков, автопарк которой насчитывает порядка 30 машин. - В итоге справились с помощью брокера: они имеют доступ к программам и на связи с большими компаниями. Полис ОСАГО на один тягач обошелся в 36 тысяч рублей и еще 10 тысяч сверху - за работу брокера.
- Все время приходится через знакомых менеджеров выкручиваться. День в день полис точно не получить, не как на легковую, - добавил другой владелец автопарка. Звонок 47news напомнил ему, что полис на одну из машин истекает.
47news присмотрелся к нынешним расценкам для большегрузов с помощью онлайн-калькуляторов на официальных сайтах страховых компаний. Целью был полис для тягача MAN серии TGS 2018 года выпуска и мощностью 400 лошадиных сил. Сам такой гигант весит 8,7 тонны, а тащить за собой прицепом может еще 28.
Из расчетов выходило, что при оформлении ОСАГО водителю-частнику и компаниям, которые собираются работать на тягаче с прицепом, этот важный документ обойдется от 8600 до почти 53 тысяч рублей. При попытке оформить полис от имени компании в "Ингосстрахе" сервер выдавал ошибку. Калькулятор "Тинькоф Страхования" модели грузовиков не знает совсем. При попытке уточнить стоимость ОСАГО по телефону в офисах "Росгосстраха" и "Альфа Страхования" категорически требовали фотокопии водительских прав, документов на машину и анкеты всех, кто будет ей управлять.
- А на сайте не хотели оформить? - поинтересовались на горячей линии страховой группы "СОГАЗ".
- Конечно, но сумма в 11800 рублей показалась странной, - парировал я. В ответ оператор вместе с документами посоветовала приехать в офис в центре Петербурга.
- А у вас точно получится оформить? - надавил, как на педаль, 47news.
- У нас полисы оформляются. Может быть, в тех компаниях, которые не хотят оформлять, не оформляют их, - сказала собеседница, добавив: "Я вроде не слышала, не было никаких проблем".
Собеседники 47news среди грузоперевозчиков отметили, что и до нынешней весны сталкивались, скажем так, с предвзятым отношением. Но к маю ситуация обострилась скачками цен на запчасти.
- Ценники вообще такой космос. Скоро у нас перевозки золотыми будут, - возмутился один из бизнесменов.
- Детали идут стабильно, в том числе из Казахстана. Процентов на 30 дороже, - заметили в одной из петербургских компаний-перевозчиков. - Раньше просто с проблемой со страховками сталкивались в основном частные владельцы грузовиков, теперь дошло до нас.
Несколько опрошенных коммерсантов предположили, что позиция страховщиков по ОСАГО для большегрузов связана с тем, что легковым машинам после ДТП с тяжеловесами, как правило, нужен капитальный ремонт, а значит выплаты кратно вырастают. Также не в пользу перевозчиков непрозрачность отрасли: грузы возят как матерые дальнобойщики, так и мигранты, на днях приземлившиеся в Петербурге.
- Не хотят брать на себя риски, но в чем тогда смысл автострахования? Эти полисы же вроде обязательны. Ладно у нас 30 машин, а как живут компании, где с автопарком под двести грузовиков, - добавил один из собеседников. - Просто месяц бьемся и ездим, без полисов половина парка.
Но в этой теме кроме административных штрафов за поездку без полисов (800 руб. - Ред.) есть последствия гораздо глобальнее. Как известно, после ДТП страховая виновника оплачивает ремонт пострадавшему. Если ОСАГО не было или просрочено, придется судиться с собственником большегруза. Процессы занимают минимум год, рассказали 47news опытные игроки.
- Если владелец - "физик", то рассматривать будет районный суд. Они загружены, так что разбираться будут еще дольше, - отметил один из бизнесменов.
Отметим, последний раз тарифы на ОСАГО регулировались Банком России в декабре прошлого года. Базовая ставка установлена в диапазоне от 1572 до 11871 рубля. При финальном расчете применяют несколько коэффициентов, среди которых водительский стаж, опыт безаварийного вождения и другие.
- У брокеров сегмент грузовики и спецтехнику сами страховые компании забрали еще лет семь или восемь назад. С отечественными фургонами, то есть "Газелями", всегда было сложно. В первую очередь из-за технического состояния. Тяжелее, пожалуй было только с мотоциклами: за их страхование вообще не платили комиссию. А сделки разрешали, если навяжем дополнительный страховой продукт, - погрузил 47news в этот мир один из посредников на рынке, указав на тонкие настройки. - Логичная цель любой страховой - собрать больше денег. Поэтому когда есть вероятность убытков или повышения коэффициента, рекомендуют брокерам отправлять клиентов в центральный офис. В том числе чтобы не делиться солидной комиссией.
Разумеется, мы официально спросили крупные страховые компании, как они смотрят на ОСАГО для тяжеловесов. В "Альфе", "Ресо", "СОГАЗе", "Ингосстрахе" на момент выхода публикации на вопросы не отреагировали. Заместитель директора филиала ПАО "Росгосстрах" в Петербурге и Ленобласти по корпоративному страхованию Константин Алтунин отметил, что договор ОСАГО обязателен и при наличии пакета документов "страховщик не вправе отказывать в заключении".
"Задержки с оформлением полисов являются нетипичной ситуацией для нормально работающего страховщика. Правилами страхования алгоритм заключения договора ОСАГО четко прописан и регламентирован. К тому же, стоимость запасных частей, обслуживания автомобилей важна на этапе урегулирования убытков, а не при заключении договора, - сообщил он. - Повторюсь, отказ от заключения публичного договора неправомерен вне зависимости от стоимости запасных частей или иных показателей рынка ремонта автомобилей".