Православный культурный центр в Париже назвал художника Пиросмани - "русско-грузинским". Дипломаты Тбилиси возмутились. Теперь и его будем делить.
Два месяца назад 47news рассказал, как Украина и Россия делили между собой Тараса Бульбу. О Пиросмани, родившемся в мае 160 лет назад, не признанном под Тифлисом, а раскрученном в Москве и Петербурге, на днях опубликовал статью Русский православный культурный центр в Париже. И тотчас возбудились представители дипмиссии Грузии во Франции. Их возмутило, что художника назвали русско-грузинским.
Нико Пиросмани «Князь с рогом вина». Местонахождение картины – Государственный Русский (!) музей в Санкт-Петербурге. Ист. фото - naive-art.blogspot.com
А ведь было время, когда Пиросмани объединял народы. Так, 40 лет назад русский поэт Вознесенский написал стихотворение, вдохновившись романтической историей из жизни Нико, которую он прочел в литературном пересказе "москвича по рождению и киевлянина по душе" Паустовского. Это стихотворение положил на музыку латыш Паулс, песню исполнила ныне обретающаяся в Израиле советская примадонна Пугачева, и в дальнейшем на сей бесспорный хит было сделано около сотни кавер-версий на разных языках мира. Разумеется, речь идет о "Миллионе алых роз".
История о внезапно вспыхнувшей страсти Пиросмани к заезжей французской певичке практически сразу была обречена на то, чтобы стать красивой легендой. Уж слишком она кажется неправдоподобной, да и обросла таким количеством интерпретаций, что отличить правду от вымысла представляется делом решительно невозможным.
Итак, весной 1909 года Тифлис запестрел афишами, анонсирующими гастроли молодой французской актрисы. "Театр "Бель Вю". 27 марта дебют знаменитой артистки еще небывалого в России жанра. Только семь гастролей красавицы Маргариты де Севр – вторил афишам популярный "Тифлисский листок". – Концерт-дивертисмент в трех отделениях ежедневно. Уникальный дар петь шансоны и одновременно танцевать кек-уок!".
Нико Пиросмани (1862-1918). Ист. фото - commons.wikimedia.org
После такой рекламы аншлаги театру, располагавшемуся в живописных Верейских садах, были обеспечены. В один из дней кто-то привел в "Сады" Нико Пиросмани. Была ли то любовь с первого взгляда, или для зарождения чувства потребовалось отсмотреть всю концертную программу француженки – неизвестно. В любом случае 47-летний художник потерял голову. "Это она!" – с придыханием констатировал Пиросмани. "Кто она?" – поинтересовался спутник. – "Не женщина, а жемчужина из драгоценного ларца!". Как напишет впоследствии один из первых ценителей творчества художника Кирилл Зданевич, "он (Нико – ред.) не знал любви, прежде чем встретил танцора-певицу"… Назавтра и вплоть до конца гастролей Пиросмани ежевечерне приходил в "Бель Вю". Говорят, на одном из концертов, ему, человеку замкнутому и застенчивому, хватило смелости подняться на сцену во время паузы для аплодисментов и преподнести актрисе коробку шоколада и букет алых роз. В те дни Маргарита получала куда более роскошные подарки от своих поклонников, но чудака, что несколько вечеров кряду являлся на концерты и пожирал ее глазами, наверняка, запомнила.
Маргарита де Севр. Снимок 1900 года. Ист. фото - history1.ru
К тому времени тифлисский художник-самоучка несколько раз брался реализовать себя в коммерции. Так, 26 лет отроду он организовал мастерскую по изготовлению вывесок, да только умения грамотно вести бизнес не достало, и предприятие быстро потерпело крах. Несколько лет спустя Пиросмани занялся торговлей молочной продукцией – сперва под открытым небом, а затем в приобретенной с первых доходов лавочке, которую Нико украсил вывеской с изображением черной и белой коров. На этот раз дела пошли неплохо, вплоть до того, что на барыши Пиросмани отстроил в родном селе дом для своей сестры. Но и молочный бизнес ему вскоре наскучил: оставив лавку на попечение компаньона, Пиросмани окончательно избрал стезю странствующего художника. Правда, напарник назначил ему отступную пенсию - рубль в день, – но далеко не всегда Нико вспоминал о ней и являлся за деньгами. С этого момента он берется зарабатывать на жизнь рисованием рекламы, вывесок и интерьерных картин духанов и прочих заведений тифлисского общепита. Дойдет до того, что современники станут вспоминать грузинскую столицу того периода, как своего рода выставку одного художника под открытым небом.
Такса за работу оставалась неизменна: пара-тройка обедов с вином, либо "что дадите". Но имелось и условие: никакого вмешательства в творческий процесс. Любые формы принуждения и диктовки претили натуре этого человека. Короче, по происхождению – крестьянин, а по состоянию души – граф. "Он с нами живет, но до нас не опускается", – говорили о Пиросмани окружающие.
Реклама от Пиросмани. Ист. фото - account.spb.ru
Между тем гастроли мадемуазель де Севр подходили к концу.
Рассказывает Константин Паустовский (1892-1969; русский советский писатель): "...Арбы были доверху нагружены срезанными обрызганными водой цветами. … Арбы остановились около дома Маргариты. Аробщики, вполголоса переговариваясь, начали снимать охапки цветов и сваливать их на тротуар и мостовую у порога. Когда первые арбы отъехали, и вся мостовая была ужо усыпана цветами, на смену первым арбам появились вторые. … В это время единственный человек, худой и бледный, решился переступить границу цветов и медленно пошел по цветам к дому Маргариты. Толпа узнала его и замолчала. Это был нищий художник Нико Пиросманишвили" (ист. – К. Паустовский, "Повесть о жизни", книга 5-я "Бросок на юг", 1960).
Спустя полвека после смерти Пиросмани, в 1969 году, в Лувре проходила выставка его живописи, на которой была представлена и картина «Актриса Маргарита» (1909). Именно возле нее состоялась случайная встреча Маргариты де Севр и 35-летнего Зураба Церетели. «Нико навсегда сохранил вас для истории!» - с грузинским пылом обрушился на почтенную старушку Зураб Константинович. А та, опираясь на клюку, глянула в ответ из-под очков: «А почему он не сказал мне о своей любви?»… Ист. фото - commons.wikimedia.org
Принято считать, что Пиросмани потратил на это великолепие всю текущую выручку из кассы и все деньги, полученные от продажи молочной лавки, в одночасье сделавшись нищим. Такова была плата, как сказали бы теперь – за перформанс. В Тифлисе история о безумной любви Нико была необычайно популярной, едва ли не каждый рассказчик излагал ее концовку по-своему. Вот лишь несколько получивших хождение финалов:
- Маргарита была очарована поступком художника: "Ты продал свою лавку, чтобы подарить мне цветы? Я никогда не забуду этого, мой прекрасный рыцарь!" А через несколько дней приняла ухаживания богатого поклонника и уехала с ним;
- Отправив Маргарите "миллион алых роз", Нико на последние гроши пошел пировать в духан. Актриса переслала ему записку с просьбой явиться к ней. Но тот не смог оторваться от вина, а когда все-таки пришел в гостиницу – Маргариты уже не было. Гастроли завершились, и она уехала вместе с труппой;
- В то утро Маргарита выбежала на улицу, в порыве благодарности поцеловала в губы Пиросмани, и – тем же вечером покинула Тифлис;
- В знак благодарности Маргарита якобы провела ночь с бедным Нико, но потом испугалась слишком сильных чувств и уехала...
Версий – великое множество. Роднит их только одно: "В ночь ее поезд увез, /Но в ее жизни была песня безумная роз".