В рядах обладателей лакшери квартир – панические настроения. Из-за сами знаете-чего у них встал брендовый ремонт. 47news накинул маску и выслушал топ-дизайнеров. Вот они оказались самыми патриотичными.
На фоне неопределённости в экономике возник ажиотажный спрос на недвижимость, о чём неоднократно рассказывалось. Помимо массового сегмента, куда граждане активно понесли кровные, взлетело внимание и к элитным квадратам. В начале 2022-го специализированные порталы сообщали о высокой покупательской активности по объектам бизнес-класса. Вот так у нас: этот тренд тоже не нарушает один из базисных законов экономики, гласящий, что спрос на роскошь не зависит от взлета цены и является неэластичным.
До журналиста нашего издания донеслось, что счастливые обладатели апартаментов, где цена начинается со 100 миллионов, нарвались на проблему. Денег на царские ремонты у них по-прежнему вдоволь, а полировать свои квартиры - нечем. Санкции, знаете ли, превратили в пыль их рефлексии об итальянской кафельной плитке, сантехнике и немецкой электрике.
Взяв за основу рейтинг "Делового Петербурга" пяти лучших дизайн-студий Северной столицы, 47news обзвонил специалистов с просьбой рассказать, как у них обстоят дела с услугами при помощи европейских элементов. Согласно легенде, у меня был в наличии шеф, не признающий ничего отечественного, и 150 квадратных метров в одном из приличных жилых комплексов центра (маловато отмерила, ну ладно).
На фото - примеры оформления от дизайнерских студий
Каждый мой собеседник сразу вникал в суть и успокаивал – подобных звонков с недавних пор многовато. Усреднённый ответ укладывается в формулу "Привезти по-прежнему можно всё, только теперь это дольше и дороже".
Так, по словам основателя студии Mad about interior Мадины Богатыревой, рассчитывать на появление у себя дома классической итальянской плитки можно, но стоит заложить время на ожидание в течение полугода. Для сравнения, раньше дизайнерская (самая сложная в заказе) приходила месяца за два. Опускаться до простого российского керамогранита всё же пока не советует. Про белорусскую я сама не заикалась.
- А мы переходим на российский керамогранит. Да и по всем отделочным материалам такая же ситуация. Какая, по сути, разница, какой марки штукатурка, если заводы всё равно делают её в России? – попытался увести в сторону патриотизма владелец дизайн-студии Polozov Interior design Станислав Полозов.
Он рассказал, что ожидать привоза ряда позиций, к примеру, по электрике, теперь придётся по пять-шесть месяцев, хотя раньше из Европы товар приходил за неделю. "Мне нужна была розетка, у клиента сломалась. Так её везли через Екатеринбург", - объяснил он, почему порой удобней обратить взор на российского производителя.
Но на возражение, мол, шеф человек принципиальный, никакого импортозамещения не терпит, заочно покивал: "Я вас понимаю, сейчас многие с тем же самым звонят". (Эх, поговорить бы с этими многими).
- А вот сантехнику итальянских брендов достать можно, - успокоила Мадина Богатырева, хоть в этой фразе и почувствовался явный скрип.
Менеджер студии Masha Marchenko по имени Эльвира с ней заочно не согласилась. "Находим варианты, конечно, и по сантехнике тоже. Гарантировать, что привезем всё, не можем. Не от нас зависит, а от таможни. Вот на месяц застряли итальянские радиаторы на границе. От поставщика требовали доказать, что они не будут использоваться в военных целях. Как там и что, не знаю, в итоге пришлось менять поставщика", - поделилась она.
Также добавила, что недавно пришлось изрядно постараться, чтобы достать европейскую плитку в Villeroy and Boch, а импортный клей для укладки плитки на одном из объектов ждали месяц.
- Бегаем – попа в мыле, - описала текущую ситуацию она.
По всей видимости, даже тем, кто не ограничен в средствах, придётся в ближайшее время смириться с тем, что даже за деньги им особо не из чего выбирать.
- Сантехнику подбираем из того, что есть. Спрашиваем, ведь у каждого бренда есть представительства в Петербурге. Но выбор, конечно, далеко не тот, что был, - признались в студии Lech.
Судя по общему мнению собеседников, наибольшие сложности возникли с электрикой. Немецкие изделия Schneider electric уже не найдёшь, есть только розетки/выключатели и те, что производят в России.
- Тот, что российский, слишком плох, он же пластиковый, - честно отсекла этот вариант Мадина Богатырева.
- С электрикой туговато, это факт, - того же мнения Эльвира из Masha Marchenko.
- С электрикой проблемы. На складах уже ничего не держат, распродают из остатков, - также заметил Станислав Полозов.
Все они назвали в качестве заменителя немецкую фирму Jung. Но даже по меркам тех, кто работает с состоятельными клиентами, это дорогой аналог. К слову, судя по сайту производителя, в наличии нет товаров приемлемого ценового сегмента, из серии по 500 рублей за выключатель. Но есть, к примеру, рамки для розеток по четыре и более тысяч рублей.
Впрочем, если штучное исполнение желания вроде привоза какого-то особенно фарфорового унитаза из Испании или Германии ещё возможно, с чем возникла серьёзная беда, так это с немецкой бытовой техникой Miele. С середины марта фирма ушла из России. Наличие варочной панели или духовки на кухне всегда были стандартом принадлежности владельца квартиры к высокому уровню.
- У нас сейчас 15 объектов в ремонте, и везде стоим в очереди на привоз Miele. А они ушли из России и ничего не везут. Конечно, в последнее время они уже чрезмерно перебирали с ценами. 800 тысяч за духовой шкаф – никуда не годится, - рассказали в Mad about interior.
- С Miele всё плохо. Можно добыть только штучные товары, - подметили в Masha Marchenko.
Тем, кто не видит в своих интерьерах Bosch или Indesit, предлагают взглянуть внимательней на фирмы Smeg, Neff или Kuppersbusch. Но удовольствие бьёт по воображению, ведь те же духовые шкафы здесь продаются по цене подержанных автомобилей – под 300 тысяч рублей.
На вопрос, чем заменят европейских производителей, дизайнеры уверенно называют Китай. "Условно говоря, появятся новые, но китайские производители. Либо будет Samsung, но не обычный, а премиальный. Хотя, я понимаю, что для клиента это всё равно останется Samsung. Точно не повезём Беларусь", - говорит Мадина Богатырева.
- У китайцев хорошие свои бренды. Точно не хуже, чем европейские, - солидарен по этому поводу Станислав Полозов.
Трудности заставляют менять схему работы. Некоторые дизайнеры признались, что теперь ради попадания в график вынуждены вести этапы параллельно: "Раньше, как было – проект делаем и только после него – сам ремонт. Теперь надо успеть всё сразу – и технику закупить, и обмерить всё, и это – пока создаётся проект. Но мы же понимаем, что дальше лучше не будет, придётся подстраиваться".
Да уж, вы, пожалуйста. Всем вашим клиентам еще надо с хорошим настроением правильные речи произносить.