Первого главу независимой Белоруссии в его главный день жизни снимал фотограф Юрий Иванов. Тогда Ельцин, Шушкевич и Кравчук, говорят, трезвыми были. 

В ночь на 4 мая на 88-м году жизни скончался первый глава независимой Белоруссии Станислав Шушкевич. Так из тройки Ельцин - Шушкевич — Кравчук, подписавшей 8 декабря 1991 года "Беловежские соглашения", остался один украинец. 47news позвонил в Минск Юрию Иванову — единственному фотографу, кто был в тот день на охотничьей правительственной даче "Вискули".

- Юрий Сергеевич, из Петербурга беспокоят, слышали?

- Печальная новость. Вот только утром в  интернете прочёл. Человек он, конечно, не молодой, но всегда жалко, когда люди уходят. У нас напечатали про последствия "ковида".

- Получается, что вы его зафиксировали, наверное, в самый главный день в его жизни. Произносишь Шушкевич, первая ассоциация — белорус, главный, из Беловежской пущи...

- Я же в тот день с ним визуально общался, через фотоаппарат. Сначала столы внесли, потом три флажка — белорусский, российский, украинский. Казахский флаг искали, думали всё, что Назарбаев прилетит. Потом они вышли к нам втроем, в холл. Несколько минут — и всё. Само совещание в бильярдной проходило. За закрытыми дверями. Пустой стол тоже снял, за которым всё происходило.

photo_2022-05-04_15-06-13.jpg предоставлено Юрием Ивановым

- А всё-таки в тот день Шушкевич чем-то запомнился на фоне Ельцина с Кравчуком?

- Помню, что постфактум, когда уже всё подписано было, он Горбачёву позвонил.

- Получается, что ждали-ждали, а в итоге три минуты — и всё?

- Так сама встреча в глубокой тайне держалась. Слух прошёл, но пресс-служба говорила, что никто никуда не едет. А я знаком был с нашим премьер-министром Вячеславом Кебичем. Просто попросил его взять меня с собой. В итоге оказался в "Вискулях". Всё остальное наблюдал со стороны. То, что подписывать будут, поняли, когда машинистка появилась. Её вызвали из администрации "Беловежской пущи". Там же не было ничего, ни ксерокса, ни печатной машинки. И Кебич запомнился. Всё на крыльце стоял, в небо смотрел: "Летят — не летят".

- А пили что-то из алкоголя, сколько. Всё-таки правительственный пансионат?

- Я с ними не пил, а нас не угощали. Наверняка, запасы были, гадают, естественно, пили-нет. Но я ничего не видел.

- Это же не единственная ваша встреча с Шушкевичем была?

- Конечно, я фотографировал на заседаниях Верховного Совета. Он меня приглашал к себе на дачу, под Минск. Она у него личная, от государственной отказался. Приехал, а его охрана запретила снимать. Сказали, что просто общение. А я, раз снимать нельзя, собрался — и уехал.

photo_2022-05-04_15-06-14.jpg предоставлено Юрием Ивановым

- Последняя встреча?

- Это съёмка 3 ноября 2015 года. Я попросил его приехать ко мне в студию. Нужен был его портрет для галереи Белорусской академии наук. Он же член-корреспондент с 1991 года. Там 208 портретов, а его как раз не хватало. Он поломался, видимо, для проформы,  но потом согласился, приехал, не отказал. Он вообще доступным был. А под тем его портретом, там, в академии, наверное, сейчас уже траурная ленточка.

- Может, и вся Белоруссия прощаться с ним будет под вашим портретом? Кстати, когда прощание, пойдёте?

- Не задумывался, под моим или не под моим, а когда прощание, пока не знаю. 

Александр Калинин,
47news

Станислав Шушкевич родился в 1934 году в Минске. Он окончил Белорусский государственный университет. Политическую карьеру он начал в 1989 году. Тогда Шушкевич был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР, где и одержал победу на выборах. В 1991 году как председатель Верховного совета Белоруссии он подписал Беловежские соглашения, констатировавшие распад СССР и образование СНГ. В 1994 году Шушкевич участвовал в президентских выборах, однако во второй тур не вышел. В 1995 году его снова избрали в Верховный совет Белоруссии. С 2018 года был почетный председатель социал-демократической партии "Грамада".