Правило о продаже 80% валютной выручки чуть не прибило ко дну логистические компании. Читайте, как им удалось выскользнуть из аховой ситуации.      

В стане участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) если не ликование, то точно ощущение - как от края пропасти отступили. 16 апреля Центробанк рассказал о послаблениях при обращении с валютой для логистических компаний.

В конце февраля Владимир Путин подписал указ, обязывающий экспортеров продавать 80% валютной выручки на внутреннем рынке в течение трех дней с зачисления средств.

Что это значит для логистики, доступно объяснил один из игроков этого рынка: 

“Допустим, индусы хотят купить на Урале металл. Его нужно довезти по “железке” до порта в Новороссийске и дальше морем - получателю. Индусы отправляют продавцу оплату. И отдельно логисту за доставку. Допустим, 100 тысяч долларов. 90 тысяч нужно заплатить за фрахт судна, ещё пять за ж/д. По сути, это транзитные деньги. Примерная прибыль - менее 5 тысяч. Но в новых реалиях 80 тысяч надо продать банку и купить их обратно. Разница в курсе дает критичный минус, денег на фрахт не хватит. Еще комиссии банка за операции. Экономика падает, привет банкротству. Поднимать цены за услуги нереально, это годами работающие схемы и порой долгосрочные контракты. Никто из контрагентов не будет слушать - у нас тут, мол, ответ на санкции”. 

Из “транзитных” денег также оплачивается страхование, таможенные пошлины и сборы. Учитывая, что только на Северо-Западе компаний не меньше сотни, то речь о миллионах долларов.  

Есть и психологический штрих. “До 2014 года все логисты сидели в офшорах. Государство сказало - возвращайтесь, все будет ОК. Все и вернулись, - разводит руками еще один бизнесмен.  

Арифметика неприятностей стала понятна сразу после нововведения. По данным 47news, уже в начале марта в адрес министерств и ведомств письма направили сразу несколько бизнес-ассоциаций. 

Так, петербургское объединение “Российского союза налогоплательщиков” пошло по фискальной линии. Руководитель союза Александр Рокин обратился к начальнику Федеральной налоговой службы Даниилу Егорову. В своем письме он так описал ситуацию: “Клиентами транспортных компаний являются системообразующие для бюджета РФ предприятия. Срыв контрактов может привести к значительному снижению валютной выручки, а значит, к снижению доходной части бюджета страны … Ряд компаний будут вынуждены уйти в другие юрисдикции, что приведет к перемещению соответствующих финансовых потоков и налогооблагаемой базы за границу”.

В итоге Рокин просит Егорова обратиться в Администрацию президента с предложением внести дополнения в норматив.      

Ассоциация “Гильдия профессиональных участников ВЭД” обратилась к министру финансов Антону Силуанову с месседжем, что реализация валюты по новой схеме приведет к “необоснованным убыткам перевозчиков и экспедиторов товаров, а также значительно увеличит сроки исполнения контрактных обязательств”. Председатель правления гильдии Павел Корчажкин тоже просил Силуанова "позвонить" в АП.   

Насколько известно 47news, в Минтранс напрямую написала и одна из профильных компаний - “Дэльмар Логистика”. В ответ в ведомстве поддержали предложение снизить размер обязательной к продаже валютной выручки. Депеша об этом ушла в Минфин.   

В итоге ЦБ сдался и выпустил разъяснение: при расчете суммы валюты, подлежащей обязательной продаже, российские компании вправе уменьшить её на сумму расходов, связанных с внешнеторговой деятельностью. (Как то: оплата транспортировки, страхования, экспедирования, таможенных пошлин и сборов). 

Есть ощущение, что в Минфин обратились не только международные перевозчики. В разъяснении ЦБ есть послабление и для тех, кто приобретает за границей горюче-смазочные материалы, продовольствие, запчасти.  

К слову, изумляет скорость и слаженность, с которой отреагировали Минфин, Минтранс, ФНС, Центробанк и Администрация президента. Представляется, что ещё недавно на достижение подобного результата ушли бы месяцы. 
Гендиректор “Дельмар Логистики” Марк Крамаренко полагает, что на ситуацию нужно смотреть в динамике. 

- Сначала закрутили гайки - продавать всем без разбора 80% выручки и точка. Понятно, чтобы не допустить обвала рубля. Наверное, своевременно. Для нас же продавать, а затем покупать транзитные деньги, значит вылететь в трубу мгновенно. Держались на запасах, отбивались всеми силами. Но теперь встал вопрос уже из иной плоскости - что возить? Это тема непростого будущего.     

По словам руководителя “Российского союза налогоплательщиков” Александра Рокина, действовать приходится по обстановке. 

- Логистика ВЭД - это крайне важная часть отрасли грузоперевозок, которой сейчас и так крайне нелегко. В ней же и рабочие места, и функция по поддержанию товарооборота. То, что удалось сделать - радует. Но сколько ещё впереди - непонятно. 

Насколько известно 47news, обращения в Минфин готовились в режиме тишины. Остальным же тоже захотелось бы. Впрочем, послабления есть уже и для круга пошире - с 19 апреля ЦБ увеличил до 60 дней срок обязательной продажи 80% валютной выручки для несырьевых экспортеров.