Страна прощается с ароматным, крепким, молотым, двойным, густым, бразильским, в пластиковых стаканчиках и прочим кофе. 47news вспоминает, как мы становились кофезависимыми.
В ассоциации производителей чая и кофе предупредили, что в ближайшее время кофе будет дорогим напитком. Тут в Бразилии то засуха, то заморозки, и рубль продолжает пикировать. Следом помахала своей финской ручкой нашему рынку компания Paulig, а через месяц итальянская Lavazza объявила стоп своей деятельности в России, попутно затормозив поставки кофе на Украину.
Россияне из продвинутых категоричны: кофе — едва ли не последнее, что нас связывало с цивилизацией на гастрономическом уровне, а без эспрессо, мокко и арабики мы будем снова молиться если не колесу, то самовару. При этом повседневным напитком кофе стал не так давно. Привычка бодриться терпким и горячим, а уж тем более разбираться в его сортах и пропорциях, - это недешёвые и барские замашки. Нормальный человек — чайком перебьётся.
Сегодня в любом кафе — школьники-студенты, командировочные, бабушки с внуками, воркующие парочки, деловые за разговором, по утрам случается футболисты колотят стулом чиновника Минпромторга. В царской России - это заведения не для всех. Из такого, на углу Невского и Мойки, на дуэль с Дантесом отправлялся наш эстет Пушкин. Но своё эфиопское сердце, правда, нагружать не стал, ограничился стаканом лимонада.
Пример аристократичности редкого напитка — дореволюционный рекламный плакат "Жжёного кофе" от "Товарищества Эйнем". За столиками чашки с ароматным напитком придерживают состоятельные усатые мужчины и дамы, которых не отнесёшь к простолюдинкам. Внушительный кофейник покоится на спинах двух плантационных негров. Чтобы "белая кость" понимала из какого далека им доставили зёрна, рядом автор изобразил турка в феске и босоного воина-абиссинца.
Коричневый горячий напиток для российского крестьянина — империалистическая диковина. Именно про то, что "офицеры какаву пьют" первым делом докладывает в штаб рядовой разведчик Бумбараш, когда его на воздушном шаре запустили над ставкой австрияков. Новый справедливый мир, где каждый сможет пить эту самую какаву — становится для него идеей фикс.
После революции кофе по-прежнему дорогущий дефицит. Его могут позволить — нэпманы, то есть новые кровопийцы. В повести "Республика ШКИД" про перевоспитание шпаны приютским "счастье в рожу попёрло", когда им удалось спереть мешок ост-индийского. Загнать продукт перекупщикам удалось за восемьсот миллионов. Кутила шкида долго.
Тем не менее всё идёт к тому, что кофе становится доступней. Вот уже пионеры советской рекламы в лице поэта Маяковского и фотографа Родченко зазывают жителей молодой страны в Моссельпром попробовать его особый вариант: "Далеко не ходите! Во мгновение ока — купите здесь кофе "Мокко".
В годы Великой Отечественной войны кофе переходит в разряд стратегического сырья. Но напиток по-прежнему ассоциируется с элитой и властью. Отсюда разнообразные мифы и легенды. Например, история про то, как Сталин поставил свою чашку с кофе на схему будущего московского метрополитена. Так, по анекдоту, и появилась кольцевая "коричневая" линия московской подземки.
Сразу после войны — дорогой кофе пьют в ресторанах, то есть там, где трудовому человеку делать нечего. Когда капитан милиции Глеб Жеглов готовил свою группу к походу в столичную "Асторию", он выдал каждому участнику операции по сто рублей, пояснив, что они могут рассчитывать на "две чашки кофе, рюмку сухого вина и бутылку лимонада".
- Вот, вы мне кофе пока налейте... И ещё кофе, я буду у вас здесь очень долго сидеть, - под звуки фокстрота "Рио Рита" объясняет настырной буфетчице старший лейтенант Шарапов. Ему приходилось растягивать дорогой напиток, пока в ресторан не заявится гулять злодей Фокс.
Зато в 60-70-е годы в СССР начинается кофейная революция. Её главный город — Ленинград. В его заведениях появляются сразу несколько кофе-машин "Омния". Первые при кулинарии Елисевского магазина, потом - в кафетерии ресторана "Москва" на углу Невского и Владимирского, который потом неформально назовут "Сайгоном", а также в кафетерии над центральными кассами "Аэрофлота" на Невском, 7-9. Знаменитую фотографию "Сайгона" сделал фотограф Сергей Семёнов, с которым попрощались пять лет назад.
Тем не менее, над кофе в Союзе по-прежнему иронизируют. Например, над словосочетанием "Кофейный напиток "Колос". Юморист Михаил Задорнов даже делает зарисовку про то, как иностранец видит упаковку со злаком и пытается понять, как из пшеничного зерна можно получить чёрный напиток.
Зато в новую Россию хлынул кофе всех сортов и вариантов. Реклама в 90-х поработала так, что народ до сих пор говорит слоганами из роликов. В них уникальные технологии, кристаллизация, бодрость и супер обжарка.
Кто-то затягивает: "Утро, пора вставать, тебя тянет ещё поспать..."
Стоит произнести Nescafe, так сразу же хочется продолжить: "Нового дня глоток".
Если скажешь Maxwell House, то тебе наверняка ответят, что "Жизнь приятней с каждой каплей".
Другое дело, что вместо с необычными и благородными напитками, которые стали доступны, в страну хлынули всевозможные концентраты. Не только кофейные, но и лимонадные. Например, позабытые уже Yupi, без которого праздник не будет похож на праздник.
Или пакетик с порошком Invite+, который превратится в два литра лимонада, просто стоит добавить воды.
Учитывая, что всё идёт к тому, что страна прощается с такими брендами как Paulig, Lavazza, Carte Noire, Kicking Horse и Merrild, скоро будем ждать возвращения термоядерной шипучки.