В 2021 году мошенники украли у банковских клиентов 13,5 млрд руб., совершив более 1 млн несанкционированных переводов с банковских карт и счетов. Из этих средств банки смогли вернуть пострадавшим только 6,8%, или 920,5 млн руб. Уровень возврата падает второй год подряд на фоне роста хищений, показывают данные из обзора Банка России о мошеннических операциях в 2021 году.

Как сообщает РБК, годом ранее банки вернули клиентам 11,3% от всего объема украденных мошенниками денег — это 1,1 млрд руб. В 2019 году — 14,6%, или 935,9 млн руб. До 2019 года регулятор не раскрывал годовые данные по возвращенным денежным средствам.

В 2021 году число и объем мошеннических переводов выросли на 33,8% и 38,8% соответственно по сравнению с показателями 2020 года.

"Основным инструментом злоумышленников для хищения средств осталось использование приемов и методов социальной инженерии, когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит денежные средства или раскрывает банковские сведения, позволяющие злоумышленникам совершить хищение", — говорится в отчете ЦБ. Доля таких операций составила 49,4% против 61,8% годом раньше.

Основной объем средств был похищен у физических лиц — 12,1 млрд руб. Остальные 1,4 млрд руб. украли у компаний.

Мобильные приложения и личные кабинеты на сайтах банков становились мишенью мошенников более 204,6 тыс. раз, доля социальной инженерии составила 78%. Так мошенники смогли украсть 6 млрд руб.

Более 1,9 млрд руб. было похищено через банкоматы или терминалы. Это превышает показатель 2020 года почти в 2,5 раза (740,6 млн руб.). В этом случае мошенники обычно убеждают свою жертву воспользоваться банкоматом, чтобы снять деньги со своей карты, а затем также через банкомат пополнить карту мошенника.

"Сценарии звонков злоумышленников практически не изменились. По-прежнему использовались звонки от специалистов якобы "службы безопасности банка", "правоохранительных органов" и "Центрального банка", автоинформаторов и роботизированных помощников", — говорится в отчете ЦБ.

Всего за 2021 год регулятор инициировал блокировку 179 тыс. телефонных номеров, с которых мошенники звонят банковским клиентам.

Фишинговые сайты в большинстве случаев подделывались под сайты действующих банков для получения персональных сведений пользователей или данных для входа в онлайн-банк, а также информации по банковским картам. Также злоумышленники активно использовали сайты с информацией о возможности получения компенсационных выплат от государства или о возможности заработать денежные средства за прохождение опроса, теста и т. п.

"Актуальным направлением в 2021 году стали поддельные сайты известных маркетплейсов, магазинов по продаже электроники, бытовой техники, компьютеров и т.д.", — отмечается в отчете.

В прошлом году ЦБ направил в адрес регистраторов доменов информацию о 6,2 тыс. интернет-ресурсов, которые используют мошенники. Это на 19% меньше, чем годом ранее (7,6 тыс. ресурсов).