Новые правила по владению оружием превратились в головоломку для граждан и Росгвардии. 47news понял, что именно мучительно настраивают власти.
Люди, официально владеющие оружием, столкнулись с проблемой продления разрешения на хранение. То же самое касается и тех, кто впервые его получает. Причиной стало изменение процедуры. С 1 марта медосвидетельствование (комиссию) можно пройти исключительно в государственной поликлинике. Ровно с той даты и появились сложности. Ранее же этим занимались все желающие коммерческие организации. Ужесточение нормы связано с "шуттингом" в школах и вузах.
По данным Росгвардии, в РФ зарегистрировано 6,5 млн единиц оружия, ими владеют 3,7 млн физлиц. Лицензия продлевается раз в 5 лет. Требуются справки от нарколога, психиатра, а затем пройти комиссию. После необходимо привезти справку (форма 002) и само оружие на осмотр в лицензионный отдел Росгвардии.
О своей попытке продлить лицензию рассказал 47news охотник-любитель Игорь.
- Заехал по привычке в частную клинику, а меня отправили в поликлинику по месту жительства. Но выяснилось, что ни о какой комиссии врачи знать не знают. Поехал в лицензионный отдел, там развели руками. Лицензию мне не дали. Сказали, если придет участковый проверять, то будет штраф, если не придет — значит повезло. Я-то ладно, просто увлекаюсь охотой, но есть же охранные предприятия. Им-то интересно как быть?
В справочной одной из петербургских поликлиник ответили, что оружейной медкомиссии у них нет. “Я о таком вообще впервые слышу” - ответил дежурный и перевел на запись к терапевту. Оттуда реплика: “у нас такого нет”. На вопрос, куда идти, врач ответила: “Не знаю. Информации вообще не было”.
В нескольких больницах Ленобласти, выбранных наугад, рассказали, что оружейные комиссии у них есть, но толком не ответили можно ли получить справку. Так, в Тосненской КМБ были совещания на эту тему. В гатчинской говорят все в норме, выдают. А в волосовской нет бланков необходимой формы. Лишь в кировской ответили, что лицензии на такой вид деятельности у них нет. “Будет, наверное, через полгода”, - предположила медик на том конце провода.
47news позвонил в крупную частную медицинскую компанию, которая по-прежнему рекламируют прохождение оружейной комиссии. Оказалось, забыли убрать услугу с сайта.
- К сожалению, с первого марта это невозможно. Ищите государственные поликлиники, у которых есть договор с МВД, - посоветовала барышня.
- Они вроде знать не знают об этом.
- Да, многие не знают, но у некоторых есть договоренности. Нам один из клиентов рассказывал, что кучу обзвонил - и все-таки нашел. Надо обзванивать.
- А частных по городу не найти?
- Нет. Вы что! Не имеют права. Если мы выдадим, это подсудное дело.
Под видом владельца оружия мы связались с одним из лицензионных отделов Росгвардии в Петербурге. Спросили, как быть, там ответили, как есть.
- Да, сейчас ситуация непонятная. Нам тоже никаких разъяснений не дали, затрудняюсь ответить. Пока что, если у вас вот-вот срок подходит, принимаем прошлые комиссии, - как показалось, задумавшись, ответил сотрудник.
- Прошлые принимаете, понял. А лицензия-то продлевается или нет? - уточнил “охотник”.
- Да, по этим справкам пока может продлим. Пока указаний не было. Когда они будут, я не знаю, - ответил собеседник.
Он же объяснил, что в Росгвардии никакой медкомиссии не будет. “Мы не Минздрав. Нарколог делается только в госучреждении, психиатр аналогично. Просто раньше, крайняя, заключительная медицинская комиссия, могла делаться в частной организации. Теперь она будет только в государственной".
- Но там и не слышали о таких комиссиях.
- Ничего удивительного в этом нет, - вздохнул сотрудник. "У нас как обычно, что-то придумают, введут, а потом уже доводят до людей, которые будут исполнять".
- И всё-таки, если я собрал все справки, но у меня нет заключения медкомиссии и я к вам прихожу, то что?
- Приходите, приносите что есть.
- И мне продлят лицензию?
- Ну, скажем так, по крайней мере материалы в разработку мы возьмем, чтобы вам на протокол не попасть. …Но в любой момент всё может поменяться.
Нарушение сроков регистрации оружия гражданином влечет штраф до трех тысяч рублей. Помимо этого, могут возникнуть проблемы на охоте с егерями.
В одной из охранных фирм Петербурга сообщили, что срок продления лицензии у них в конце нынешнего года. “Внимательно смотрим, что происходит”, - отметил руководитель фирмы. В другой ответили: “Надеемся, все устаканится. Проверка-то охранников ежегодная”. Здесь стоит отметить, что каждый охранник, оформленный на предприятии, должен лично обратиться за продлением лицензии. Руководитель еще одной охранной компании выразил надежду, что охранников Росгвардия наказывать не будет. “Это же не они не готовы, а медорганизации”, - говорит он.
Впрочем, есть интерпретация новаций в пользу охранных фирм - якобы они не касаются служебного оружия, и охранник по-прежнему может получить нужную справку в частной клинике.
Вопрос не праздный - за нарушение правил хранения и ношения оружия на юрлиц может быть наложен штраф до 500 тысяч рублей. А за грубое нарушение лицензионных требований - дисквалификация руководителя на срок до года и приостановка деятельности юрлица на два месяца.
Как пояснили 47news в комздраве Петербурга, для предоставления услуги государственная поликлиника должна, во-первых, иметь лицензию. Во-вторых, иметь доступ к Федеральному регистру, куда должна передаваться вся информация о выданных справках. Для получения доступа медорганизация должна подать заявку в Медицинский информационный центр комитета по здравоохранению (МИАЦ). Эти заявки передаются в службу администрирования Федерального реестра, которая должна предоставить доступ для подключения.
- То есть, начало работы медицинской организации в Федеральном реестре зависит от самой медицинской организации. От того, как быстро она предоставит заявку на подключение, - заявили в Смольном.
На вопрос, ставится ли поликлиникам какой-нибудь срок, в ведомстве не ответили. В комитете здравоохранения не скрывают, что поликлиники должны были иметь доступ к реестру с 1 марта.
Объясним: сама идея внесения в регистр появилась ради оперативного и дистанционного обмена данными между Минздравом и Росгвардией. Но, как говорят, реализация споткнулась о закрытость одного из ведомств. Как ни странно, речь о системе здравоохранения.
- У них то защита персональных данных, то еще что-то. При этом надо понимать, что создание комиссии - это серьёзная нагрузка для поликлиник. К тому же, нужные специалисты зачастую в разных поликлинических отделениях. Получение лицензии для медучреждения — отдельный бюрократический квест. Не будем забывать и о том, что медики сейчас приходят в себя после двух лет ковида. Точно не до оружия, - отметил один из погруженных в тему.
Другой специалист напомнил, что оружие без лицензии по идее нужно сдать на хранение в Росгвардию: "Если история станет массовой, у лицензионных отделов просто физически не хватит места. Это же должен быть не сарай, а специально оборудованное помещение".
Впрочем, есть относительно хорошая новость. Две поликлиники уже начали прием документов у населения. "Остальные скоро начнут. Но не все. Это будет ограниченное число учреждений, которые будут заниматься данной работой", - сообщили в комитете по здравоохранению Петербурга. Но какие именно — не назвали. Видимо, опасаются ажиотажа. По предварительным данным нашего издания, одна из них - поликлиника ГУ МВД. Все же стоит отметить, при таком снижении мест прохождения комиссии неизбежны очереди.
Как рассказали 47news в правительстве Ленобласти, в регионе все государственные медучреждения имеют лицензию на “оружейную” медкомиссию. “Выдача справок по новой процедуре ведётся. Сведения вносятся в федеральный регистр. Однако пока система проходит настройку, возможны небольшие задержки во внесении сведений, не влияющие на сроки выдачи разрешений”, - дипломатично сообщили в ведомстве.
Стоит напомнить, что правила прохождения медкомиссии ужесточены после нескольких случаев массового расстрела в Пермском университете и школе в Казани. На этом настаивал сам гарант. "Спешка была неизбежна. Обычно на обкатку дают переходный период, здесь же решили сразу".
Собеседник в Минздраве признает - технические проблемы есть, но они решаются, а сроки неясны.