Тюльпаны и розы в Петербург и Ленобласть успели завезти до спецоперации, но мужчины бегут за продуктами. Что не доделали эмбарго и пандемия, на варенье пускает новая реальность.

В регионах европейской России, к которым относится и Ленобласть с Петербургом, к 8 марта нехватки тюльпанов и роз не прогнозируют. Украинские события если и аукнутся на цветочном ритейле, то позже. Пока же нарядная флора уже на оптовых складах. Её успели завезти буквально на ленточке. Те, кто проживает за Уральскими горами, в свою очередь, могут столкнуться с дефицитом. Они - последние звенья в традиционных цветочных логистических схемах. Но пришла новая беда.

Как сообщил в беседе с 47news основатель федеральной сети "Цветочный ряд" Иван Утенков, проблемы с доставкой цветов из Европы имеют место, но началась эта история еще в пандемию. Не хватает фур и бортов.

- Поскольку сегодня граница с Польшей закрыта, на белорусском направлении встали машины продуктового ритейла, который вёз цветы под себя. Не знаю, как они решали этот вопрос, но он решаемый. Надо возвращаться назад, переоформлять документы и ехать через Литву - Латвию. Но основная масса цветочников как ехала через эти прибалтийские страны, так и продолжает через них ехать. В Россию заходим через псковский Себеж. Это единственный сейчас рабочий маршрут. Пока он открыт — перебоев быть не должно. Хотя из-за начала сезона на границе нагрузка. И, например, из Эквадора прямым рейсом розу уже не доставишь в Москву. Самолёты садятся в Германии. Но его не вывезти, машин нет. Этот цветок предназначен для Урала и Дальнего Востока. Понятно, что они не успеют получить своё. Если цветок успеет дойти до Москвы, значит, он будет распродаваться в столице, - рассказал о цветущей ситуации на наших западных рубежах Утенков.

Однако, кто останется на цветочном рынке после завершения череды гендерных праздников (до украинских событий в стране успели погулять в День всех влюблённых), сказать трудно. Отрасль является импортоориентированной. Доллар и евро растут, а именно на них фрахтуют транспорт и торгуют на голландских аукционах.

- Кто-то работает в предоплату, кому-то ещё отпускают в кредит, кто-то ещё не рассчитался за 14 февраля. Скажу так, после 8 марта многие игроки уйдут в деньги, зароются и пошвыряют своих иностранных контрагентов. Это плохо отразится на рынке, на репутации тех, кто останется. Кредитные линии нам будут открывать в меньшей степени, если, конечно, вообще сегодня стоит об этом говорить, - спрогнозировал будущее отечественного пахнущего ритейла наш собеседник.

Игроки рынка на местах также рассказывают нам, что 8 марта в Петербурге и Ленобласти в плане поставок должно обойтись без сбоев. Основные объёмы цветов, которые через пару-тройку дней будут вручать, уже на складах. Будут ли сами мужчины — вот в чем вопрос. А после праздника станет на 100% труднее. (Можно расшифровать – то есть не станет никак).

- Дефицита на складе нет. Привоз цветов — каждый день. Как и в другие дни высокого сезона перешли на круглосуточный режим работы. Есть розы Эквадор, нарциссы, пионы и подснежники тоже уже пришли. В конечной точке стоит ориентироваться на традиционный праздничный рост цен в 40%. Они, как правило, начинают постепенно расти за полторы недели до праздника, пик — непосредственно 8 марта, - сообщили 47news в одном из крупнейших оптово-розничных центров Петербурга "Фантазия".

По словам директора кингисеппской цветочной сети из шести магазинов "Флора" Маргариты Кармышевой, у неё в хозяйстве дефицита цветов не наблюдается, растений много и самых разных. Другое дело, что покупателя нет.

- Если так пойдёт дальше, то цветы придётся бесплатно раздавать. На варенье их пустить возможности нет. Может ситуация исправится, но по предзаказам, по сравнению с прошлым годом, - падение на 50%. Люди теперь покупают продукты, а не цветы. Закупки делались в декабре, при одном курсе евро/доллар. Сейчас он совсем другой. Прошлогодние цены на цветы к 8 марта умножайте на два. Роза-коротышка "пятёрка" из Эквадора — от 200 до 360 рублей, тюльпан — 100 рублей. А с праздничными поставками проблем никаких. 5 и 6 марта еще поставки ожидаются, что после 8 числа будет — сказать сложно, - говорит Кармышева, и мы ей верим.

(Год назад в магазинах "Флоры" стандартный букет из семи роз, упаковки и ветки гипсофилы стоил 1330 рублей, маленькая кенийская роза 65 рублей).

В компании "Цветы. Луга" 47news рассказали, что также не рассчитывают выйти из грядущих трёх праздничных дней с прибылью. Основная задача — отбить то, что было вложено. Признаки того, что мужчины экономят уже есть.

- Видно, что клиенты экономят на дополнительных опциях. Во-первых, предзаказов меньше. Во-вторых, идут отказы от доставок, за букетами готовы приезжать сами. Естественно, что интересуются скидками. Разного рода премиум-букеты — не в этот раз. Клиентов — все меньше, те, кто остался, - экономят, - рассказали в лужском цветочном.

В "Выборг. Цветы. 24", в целом как в Луге и Кингисеппе.

- Цветы есть, и понятно, что они дороже, чем обычно. О глобальном провале пока не говорим. Снижать цены с одной мыслью лишь бы всё скорее распродать — не планируем. Но пока народ действительно не активен, даже как в прошлогодние коронавирусные годы, - заявили цветочники из Выборга.

Так то же были не годы, в эпоха. Ушедшая натура, можно сказать.

Александр Калинин,
47news

События на Украине и последовавшие за ними санкции и ограничения не первая беда, что губит российскую торговлю цветами. Вторая половина десятых годов отметилась инициативами Россельхознадзора, обнаружившего карантинные организмы в цветах из Нидерландов. После этого было эмбарго на поставку свежих гвоздик из Турции. Цветочная торговля оказалась одной из отраслей, наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. После введения режима самоизоляции большая часть цветочных магазинов закрылась. По оценкам BusinesStat, продажа срезанных цветов в России в 2020 году составила 1,58 млрд штук, что почти на 10% ниже, чем годом ранее. До спецоперации на Украине планировалось, что до показателя 1,87 млрд штук российский цветочный рынок восстановится к 2025 году.