Каждый второй стивидор российских портов Балтики имеет иностранного хозяина, в том числе, из Евросоюза. Экс-президент РФ Медведев уже предложил их национализировать.
На второй день украинского конфликта зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев заявил о возможной национализации имущества тех, кто зарегистрирован в "недружественных юрисдикциях типа США и стран ЕС" в случае ареста денег россиян и российских компаний за рубежом. 47news разбирался, на чьих терминалах в российских портах Балтики будет при подобном сценарии грузить суда государство. Извините, но в Одессе грузчиков всегда называли биндюжниками.
- Фантастики в этих словах, точно нет, - считает председатель петербургского отделения Российского союза налогоплательщиков Александр Рокин. - Во-первых, так поступила в свое время Венесуэла с нефтяными компаниями, где был американский капитал - она их национализировала. Во-вторых, мы совсем недавно видели, что наше государство принципиально к такому готово, и механизм отработан - из-за претензий к бывшим владельцам национализировано петербургское ООО "Феникс", владеющее морским терминалом "Порт Бронка". Что именно будет происходить с иностранными владельцами российских компаний, мы пока не знаем, но нельзя исключать, что им запретят инвестировать в нашу экономику. Как такое скажется на их российских дочках – нехороший вопрос. Но начало влияния санкций на иностранных бенефициаров российских компаний мы видим - о выходе из "Роснефти" заявили норвежская Equinor и английская British Petroleum.
Руководитель практики санкционного права и комплаенса коллегии адвокатов Pen&Paper Сергей Гландин объяснил, как работают такие санкции:
- Компании с участием США и стран Евросоюза должны будут прекратить любые отношения с попавшими под санкции юрлицами. Все американские и европейские брокеры и банки должны заморозить любые средства и активы санкционного лица, которые находятся в их ведении. Это могут быть контейнеры с грузами клиентов, пришвартованные в американских портах суда, банковские счета, что угодно. Формально активы останутся в собственности субъекта санкций, но он ничего не сможет с ними сделать. Судно будет стоять у американского причала, а деньгами на банковском счете станет невозможно воспользоваться.
Первый шаг по признанию иностранных бенефициаров "вне закона" сделан. С 28 февраля Центробанк ввёл временный запрет на продажу ценных бумаг российских компаний нерезидентам.
Смотрим СПАРК и составляем список игроков портового бизнеса Петербурга и Ленинградской области, чьи основные бенефициары напрямую или через российских юрлиц имеют иностранное гражданство. Пишем только про тех, кто на данный момент переваливает грузы - многочисленные проекты, даже с приличной степенью готовности, не в счет.
Самый крупный по обороту порт - Усть-Луга. Там погружено на суда 109,4 млн тонн грузов за 2021 год - примерно половина достижений всех портов Петербурга и области или около 13% оборота портов России. Из 12-ти стивидоров Усть-Луги у 8-ми иностранные бенефициары. Эти 8 "кандидатов на национализацию" обеспечивают 66% оборота порта - 71,9 млн тонн за прошлый год:
АО "Усть-Луга ойл" - 26% Кипр
АО "Ростерминалуголь" - 100% Кипр
ООО "Универсальный перегрузочный комплекс" - 99,93% Нидерланды
АО "Усть-Лужский контейнерный терминал" - 77,82% Кипр
ООО "Европейский серный терминал" - 99,82% Великобритания
ООО "Новатэк Усть-Луга" - 16,49% Франция
ООО "Портэнерго" - 100% Сингапур
ООО "Ультрамар" - 22,51% Гонконг
Большой порт Санкт-Петербург перевалил в 2021 году 62 млн тонн. В нём 19 стивидоров, у 12 из которых бенефициары с иностранным гражданством. Эта дюжина обработала в 2021 году 55,6 млн тонн грузов - почти 90% оборота всего петербургского порта:
АО "Балтийский балкерный терминал" - 81,47% Кипр
ПАО "Коммерческий центр, транспорт и лес" - 28,36% Кипр
АО "Морской порт Санкт-Петербург" - 99,93% Нидерланды
АО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" - 100% Кипр
ООО "Торговый морской рыбный порт" - 81% Великобритания
АО "Тетрамет" - 17,41% Кипр
АО "Петролеспорт" - 100% Кипр
ООО "Моби Дик" - 100% Ирландия
АО "Первый контейнерный терминал" - 100% Кипр
АО "Петербургский нефтяной терминал" - 100% Кипр
АО "Нева-Металл" - 76,85% Кипр
ЗАО "Интерферрум-Металл" - 49% Великобритания
В Высоцке всего 4 стивидора, но с приличными объемами - 16,9 млн тонн за прошлый год, что соответствует трети оборота петербургского порта. "Злодей" среди них один - ООО "Порт Высоцкий" со стопроцентной собственностью кипрской компании. Успех за 2021 год - 4,3 млн тонн, то есть, четверть оборота всего порта.
Вовсе национализация не грозит только операторам портов Приморск и Выборг - там все бенефициары россияне.
54,3% оборота сосредоточенных в Петербурге и Ленобласти морских портов Балтийского моря обеспечивают компании с иностранными бенефициарами. Суммарный оборот этих портов составляет около 30% продуктивности всех портов России.
В на 100% кипрском "Петербургском нефтяном терминале" (самый крупный оператор петербургского порта) проявили осторожность: "Официально от нас по темам, связанным с конфликтом, комментариев не будет", - заявил представитель компании.
Крупнейший в регионе владелец портовых терминалов с иностранными бенефициарами - международная транспортная группа Global Ports от вопроса про заявление господина Медведева откровенно шарахается с классическим "No comments". Группа владеет тремя морскими терминалами в Петербурге и одним в Ленобласти. Общий оборот за 2021 год - 18,2 млн тонн, более 7% продуктивности всех портов обоих регионов.
Лев Годованник для 47news