Ленобласть подготовила премьеру Мишустину предложение, как обуздать автопосредников с их маржой. Но инициативе молодого депутата Коваля отказали. 47news понял, что говорили о наболевшем. 

Постоянная комиссия по экономике Заксобрания Ленобласти 8 февраля не дала хода инициативе 29-летнего депутата Никиты Коваля. Его предложение касалось с одной стороны высоких наценок, которые не радуют заглянувших в салон потенциальных покупателей новых автомобилей, с другой — лукавых дополнительных опций, которые навязывают автодилеры.

Не секрет, что изворотливые посредники хотя и держат в уме рекомендованные розничные цены на машины, но зарабатывают на дополнительных, как бы обязательных опциях. Клиент их, как правило, считает неоправданно дорогими. Его глаз радует базовая цена на сам автомобиль от производителя, но нервы сдают от прейскуранта с брызговиками, ковриками, сигнализацией, окраской, датчиками дождя и света, обогревом руля и т.д. Суммарная стоимость этих мелочей может приближаться к стоимости половины самого авто. То есть, идёт постоянная игра, где покупатель имеет право возмутиться.

Что до технических характеристик, то накануне комиссия по экономике работала не в полной комплектации. Из её одиннадцати членов двое не дали о себе знать даже дистанционно. Но в итоге вместимость, как в микроавтобусе - пять депутатов "Единой России", трое СРПЗП (это которые – Справедливая Россия – патриоты за правду) и один коммунист. Завелись прилично.

Если предложения по похоронке рассматривали минут десять, то инициативу по вразумлению автодилеров к миру — все сорок. Очевидно, сами сталкивались с такими услугами. Генеральная идея — разрешить увеличение рекомендованной цены производителя, но не более чем на 10%. Обращение адресовано на имя премьер-министра Михаила Мишустина. Ну не Путину же.

В итоге идею Коваля комиссия сочла сырой и послала на доработку. Интересно, что среди воздержавшихся по "доп-стопу" оказались единороссы Александр Русских и Сергей Коняев, а их коллега по фракции Сергей Моренков был категоричен в своём "нет". Впрочем, Моренков не только депутат, но и владелец автодилерской группы "Автополе" в Кудрово. Автор его понимает, он мог вообще воспринять почин Коваля как личное.

В числе прочего Моренкова интересовало, а что надо будет делать с интернет-аукционами, так как получается, что после отсечки в 10% торги надо останавливать. Предложение касается новых машин, но любой автомобиль за час может превратиться в б/у. Ещё одно упражнение в схоластике — как определить, в каком объёме дополнительные опции можно считать излишними. Те же автомобили для полиции и скорой помощи тоже дорабатываются официальными дилерами. Кроме этого, машины приобретают не только физические, но и юридические лица, причем до 40% берут их в лизинг. Представитель касты автодилеров спрогнозировал, что при подобном регулировании машины уйдут перекупщикам, а торговать ими будут "как арбузами в палатках".

47news спросил Коваля о его споре с однопартийцами. Он ответил. По его мнению, оппонент всё же хотел ввести членов других членов комиссии в заблуждение.

- Выходило, что после автомобилей мы перейдём к регулированию цен квадратных метров, продуктов, канцелярских товаров. Говорили, что я в Советский Союз хочу экономику вернуть. Это заблуждение, попытка увести членов комиссии не туда. Цены на новые авто значительно превышают базовые, - сказал Коваль.

По словам участников вчерашней встречи, иногда им казалось, что семьи в Ленобласти достигли вполне себе американского обывательского благополучия, при котором "две курицы — в каждой кастрюле, две машины — в каждом гараже". Были помянуты выросшие цены на BMW, Mercedes и Toyota Camry, а также полугодовые очереди за автоновинками. Ещё в середине января в регионе обсуждали лесные ваучеры на дрова, а до этого отстаивали право бесплатного сбора валежника. Была в положительном свете упомянута и братская Белоруссия, где новые авто стоят на 20% дешевле.

- Могу сказать, что автомобили стали предметом первой необходимости. И та же самая пандемия это доказала. Но посмотрите на Solaris, на Polo — цены на них выросли вдвое, - заявил автор обращения к Мишустину.

47news позвонил другим участникам заседания комиссии и спросил, на что именно они ориентировались, принимая решение не отправлять пока депешу из Ленобласти премьер-министру России.

- Обращение состоит из двух частей. Первая — про установку предельной стоимости, вторая - про навязывание услуг. Тема навязывания услуг уже отражена в федеральном законодательстве. Поступило предложение переформатировать обращение, убрать ту часть, что уже отражена в законах. Посмеются ведь. Зачем принимать то, что уже есть. Доработанный документ готовы вновь рассмотреть на комиссии. При исправлениях - готовы поддержать, - заявил 47news, воздержавшийся единоросс Русских. (Телефон также воздержавшегося Коняева не отвечал).

Как рассказала 47news, голосовавшая против справедливоросс Анна Хмелева, она не поддержала инициативу по нескольким причинам. Есть те, что по формальному признаку. Дело в том, что в конце декабря про эти же самые, готовящиеся ограничения в наценках в 10% для автодилеров рассказывали в Минпромторге. А в итоге федеральный центр от идеи отказался. В случае, если инициатива от Ленобласти поступит к премьеру, он её должен спустить во всё тот же Минпромторг. Кроме этого, есть отрицательное заключение юридического управления самого ЗакСа. Затем депутат Хмелева уверена, что прямое регулирование цен, если и может принести эффект, то только в краткосрочной перспективе, а дальше — теневой рынок и последующее удорожание.

- Как говорится, Платон — мне друг, но истина дороже. Складывается впечатление, что в высоких ценах виноваты исключительно дилеры. А общее падение производства? А курс рубля к доллару? А действия поставщиков комплектующих? К тому же, как только у нас говорят об ограничениях, так тонут средние предприятия, крупный выплывает за счёт большого объёма выручки. Прямое регулирование — это крайняя мера, это как зуб удалить, - предсказала Хмелёва.

В разговоре с 47news Никита Коваль пояснил, что его обращение будет доработано и внесено на обсуждение ЗакС. Рассмотреть его постараются через заседание. Дело в том, что отрицательное решение профильной комиссии означает лишь то, что не получилось заручиться ее поддержкой.

Александр Калинин,
47news

Справка:

Согласно рекомендованному к доработке обращению к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину об установлении ограничения максимальной предпродажной наценки на новые автомобили, по итогам 2021 года стоимость легковых машин в стране выросла на 17%, средняя цена нового авто приблизилась к 2 миллионам рублей, а подержанного - к 600 тысячам рублей. С 2019 года объём дополнительных опций при покупке автомобиля, в среднем, вырос в пять раз, увеличив стоимость машины фактически на 200-400 тысяч рублей. Например, сигнализация, которая обошлась дилеру в 2 тысячи, для покупателя может стоить 40 тысяч.