После недавней национализации порта Бронка крупнейшему международному морскому перевозчику СМА CGM придется выбирать между Ростехом и конгрессом США.
Руководитель практики санкционного права и комплаенса коллегии адвокатов Pen&Paper Сергей Гландин рассказал 47news о влиянии возможной передачи долей ООО "Феникс", владеющего контейнерным терминалом "Порт Бронка" в Большом порту Санкт-Петербург, на его партнерство с крупнейшим международным морским перевозчиком СМА CGM.
12 ноября 2021 года вступило в законную силу решение Мосгорсуда об обращении в доход РФ 100% долей в уставном капитале ООО "Феникс". До декабря компания входила в холдинг "Бронка Групп" членов семей отставных генералов ФСБ и ФСО Николая Негодова и Евгения Мурова, теперь она полностью принадлежит Росимуществу. В январе 2022 года было принято решение о передаче долей "Феникса" госкорпорации "Ростех" для морской обработки военных грузов. В 2021 году "Феникс" перевалил 3,7 млн тонн грузов - 6% оборота петербургского порта. На объекте работает около тысячи человек.
- Когда Росимущество передаст Ростеху доли компании, владеющей морским терминалом, перевозчики, банки - все, кто участвует в международной составляющей работы терминала, - должны будут сесть и хорошо подумать, что выгоднее: прекратить сотрудничество или быть готовыми к риску попасть под санкции. У таких компаний должны быть внутренние регламенты по управлению санкционными рисками, на основании которых и принимаются решения. Предполагаю, что международная компания, завязанная на расчёты в долларах США, может прекратить обслуживание терминала.
- А что именно грозит иностранной компании?
- Попадание под вторичные санкции. Но вероятность этого может оценить только каждая конкретная компания. Мы говорим про правовую ситуацию, а не про взаимоотношения между СМА CGM и "Фениксом".
- Что такое вторичные санкции?
- Действия государства в отношении субъекта, вступившего в правоотношения с субъектом санкций - любой дочерней структурой Ростеха, например.
- Такое часто случается?
- Сейчас не очень. А в 2018 году было довольно часто, тогда в США значительно усилились публичные антироссийские тенденции и была в определённой степени эскалация. Сейчас, если судить по прошлому и позапрошлому году, ситуация несколько сбалансировалась, и вторичные санкции в отношении партнеров российских компаний применяют не так часто. В повестке скорее Иран, Северная Корея, Сирия. Это один из факторов, которые будут учитывать руководители, в том числе, СМА CGM при принятии решения о сотрудничестве с "Фениксом", если он перейдет Ростеху.
Французская группа CMA CGM - третий по величине контейнерный перевозчик в мире. Флот компании насчитывает более 400 судов. Группа осуществляет заходы в более чем 400 портов по всему миру. CMA CGM имеет 650 представительств в 150 странах, персонал компании насчитывает около 18 тыс. человек. Компания является основным морским транспортным перевозчиком для "Феникса" (до 90% перевозок). "Ростех" попал в санкционный список Минторга США в декабре 2020 года.
- Вторичные санкции отличаются от первичных?
- Только субъектом, против которого направлены. Это не член санкционного списка, а тот, кто отважился стать его партнером.
- Интересно, что может означать попадание в санкционный список для международного перевозчика?
- Ничего хорошего. Компании с американским участием должны будут прекратить любые отношения с этим перевозчиком. Все американские брокеры и банки должны заморозить любые средства и активы санкционного лица, которые находятся в их ведении. Это могут быть контейнеры с грузами клиентов, пришвартованные в американских портах суда, банковские счета, что угодно. США - крупная морская держава, как думаете, одному из самых продвинутых международных перевозчиков такое понравится?
- Замороженные активы и деньги конфискуют?
- Нет, заморозят. Формально они останутся в собственности субъекта вторичных санкций, но он ничего не сможет с ними сделать. Судно будет стоять у американского причала, а деньгами на банковском счету будет невозможно воспользоваться. А еще поступят уведомления американскому регулятору санкций - вот, мол, такой-то нарушил.
- И долгая это заморозка?
- Пока конгресс не примет решение об отмене санкций. Но исходя из практики - долгая.
- Видимо, американские компании не очень часто нарушают санкционные запреты?
- Они шарахаются от членов санкционных списков, как черти от ладана, что в общем-то закономерно. Стараются вообще не вступать ни в какие правоотношения. Попавшей под санкции компании в Америке или у зависимого от Америки юрлица не взять займ, не оформить кредит - им просто укажут на дверь.
- Американские санкции в отношении Ростеха на Евросоюз распространятся?
- Сами по себе нет. Но у США и Евросоюза есть так называемые совместные секторальные ограничения в отношении всех предприятий российского военно-промышленного комплекса. Ростеха такое не может не касаться. Секторальные ограничения предусматривают запрет для всех компаний стран Евросоюза и Америки продавать российским производителям вооружений и военной техники любые товары военного или двойного назначения, а также кредитовать их со сроком погашения свыше 30 дней.
- А Америка как-то наказывает нарушителей санкционных ограничений?
- В отношении руководителей предприятий возбуждаются уголовные дела, их сажают в тюрьмы - там все по-взрослому. В этом смысле санкционное законодательство ничем не отличается от налогового. Вы уклонились от уплаты налогов, ФНС взыскала с вас недоимку, оштрафовала, а Следственный комитет привлек к уголовной ответственности за налоговое преступление. В общем, санкции - не какое-то абстрактное политическое решение, это юридически полноценная норма законодательства и весьма суровая. В Америке санкционные нормы принимаются на основании закона от 1977 года об экономических полномочиях на случай международных чрезвычайных ситуаций. В 5-й статье этого закона черным по белому написано: за нарушение санкционного запрета нарушитель может быть оштрафован или подвергнут уголовному преследованию. По одному пункту обвинения это может быть до 20 лет тюрьмы и штраф до 1 миллиона долларов. Прибавьте к этому 110 договоров об экстрадиции, которые правительство США заключило с правительствами других стран - вот вам масштаб опасности нарушения санкций.
В декабре 2019 года Минюст США официально сообщил об уголовном деле, в рамках которого компания из Петербурга "КС Инжиниринг" и ее владелец Олег Никитин наряду с другими лицами обвинялись в нарушении режима санкций, сговоре с целью мошенничества и отмывания денег. Согласно обвинительному заключению, "КС Инжиниринг" планировала приобрести в интересах государственной российской структуры турбину Vectra 40G, которую планировалось использовать на арктической глубоководной буровой платформе "Приразломная", принадлежащей "Газпром нефти". С целью обойти запрет Министерства торговли США участники сделки намеренно скрывали от производителя турбины и властей Соединенных Штатов свои истинные цели. Не добившись освобождения под залог, Олег Никитин в ноябре 2020 года подписал соглашение о признании вины. В сентябре 2021 года он был осужден на 28 месяцев заключения, ему присудили штраф в 5 тысяч долларов. Для "КС Инжиниринг" суд установил пятилетний испытательный срок.
- Это касается американцев или всех?
- Скорее, не американцев. В отношении американцев в таких ситуациях, как правило, возбуждаются административные производства, а в отношении остальных - уголовные.
Лев Годованник для 47news
P.S. Госкорпорация "Ростех" на момент публикации от редакционного запроса вежливо отстранилась.