Маленькая часовня в Ломоносовском районе в поселке Малое Карлино издали напоминает цветущий садик. Ухоженный храм в память о погибших при крушении самолета Ту-154 под Донецком стал для родственников тем местом, где можно вспомнить родных и помолиться за их души. В первую годовщину трагедии здесь была проведена панихида, к следующей дате общественная организация «Прерванный полет» решила установить мемориальную плиту. Неожиданно замыслу воспротивились в местной администрации.

Застыла мать седая, голову склонила,
Не понимая, для чего теперь живет,
Был сын единственный и нет сына -
Трагически закончился полет...

Эти строки посвящены Маргарите Прошкиной — матери одного из 160 пассажиров, трагически погибших в августе 2006 года под Донецком. В авиакатастрофе Ту-154 женщина потеряла всех близких: сына, невестку и обоих внуков. В январе 2008-го не стало и самой Маргариты Алексеевны. Свою семью она пережила лишь на полтора года, но за это время успела увековечить память всех недолетевших из Анапы в Петербург. В поселке Малое Карлино Ленобласти находится дело ее рук - часовня. Она стала оплотом для всех родственников погибших.

Место для строительства часовни Маргарита Алексеевна выбрала не случайно, когда-то она жила здесь. Храм она построила за несколько месяцев, практически в одиночку и на собственные деньги — для пожилой женщины это стало своеобразным смыслом жизни. Директор местного Дома культуры Галина Золоторева готова говорить часами о необыкновенной силе духа бывшей односельчанки: «Она постоянно ездила туда-сюда с тележечкой, вы бы видели, как она топором ковыряла промерзшую землю». Основой для часовни стал сруб, сделанный руками погибшего сына, разумеется, для других целей, но судьба распорядилась иначе... Маргарита Алексеевна буквально по бревнышку перевезла сруб из Петербурга в Малое Карлино. Через пять месяцев после трагедии часовня была уже и освящена.

Позже к благому делу Маргариты Прошкиной присоединились и другие родственники погибших, жители Малого Карлино также не остались в стороне. Маленькая деревянная часовня, при содействии местной администрации была огорожена кованым забором, местные жители высадили во дворике цветы, плиткой выложили дорожки. Родственники погибших решили рядом с часовней установить мемориальные плиты, на которых были бы высечены имена пассажиров и экипажа Ту-154. В октябре прошлого года был залит фундамент, начался сбор денег на плиты. Установку планировали приурочить ко второй годовщине трагедии.

В начале августа 2008 года на фундамент наложили постамент, в одной из мастерских работа над плитами шла к завершению. Деньги давали родственники, кто сколько мог. Мемориал состоит из двух каменных плит, в разрезе которых вырублен крест, высеченные имена будут покрыты краской, на золото денег не хватило. Запрет местной администрации на установку мемориала стал для «Прерванного полета» полной неожиданностью. «Все знали, что мы собираемся делать и никаких препятствий не было, - рассказывает представитель организации Алексей Штейнварг. - Земля, на которой стоит часовня, принадлежит церкви, епархия не только не возражает, но полностью поддерживает нашу идею, равно как и местные жители».

Местная администрация, до недавнего времени принимающая активное участие в благоустройстве территории часовни, мотивировала свой запрет тем, что установка мемориала — это самоуправство, нет необходимых согласований. И все же внятной причины отказа родственники не услышали. После кратких бюрократических проволочек было решено организовать общественные слушания, чтобы местные жители сами решили нужен ли им в поселке мемориал.

Решать судьбу мемориала в сельском клубе собрались человек тридцать жителей Малого Карлова. Глава Виллозского сельского поселения Андрей Шаронов в своей вступительной речи заявил, что установка памятника — это «перекладывание вины на плечи деревни», неповинной в авиакатастрофе. «Эта доска, установленная практически на въезде, будет вызывать скорбь и уныние, не будет ли она ассоциироваться с кладбищем, хочу я спросить?», - обратился к жителям Шаронов. И они ответили. «Это честь для нас, это ведь коснулось и нас тоже, Маргарита Прошкина — наша односельчанка, - заявила руководитель местного клуба Галина Золоторева, - кроме того, среди погибших жители нашего Ломоносовского района». Представитель православной епархии отец Григорий добавил: «Мы не плиты устанавливаем, мы души поминаем, для того и нужна доска с именами, что я должен за Ту-154 молиться?»

Лишь один голос присоединился к мнению Андрея Шаронова - Валентина Копкина выразила свой протест, мотивируя его тем, что, когда у нее умер муж (не при крушении самолета, - прим. ред.), «никто всем миром памятники не устанавливал». Тем не менее большинством голосов было принято решение — мемориалу быть! 21 августа он был установлен. В пятницу, когда отец Александр отслужит панихиду, он поименно назовет всех 170 пассажиров и членов экипажа трагического рейса «Анапа — Санкт-Петербург».

Даже после принятого жителями Малого Карлино решения Андрей Шаронов остался при своем мнении. По его словам, для памяти хватит и самой часовни, а также храма, который будет построен рядом в скором времени. Тот факт, что замысел установить мемориал, возник еще в октябре прошлого года, был неожиданным для Шаронова. Как заявил глава поселения, никакого фундамента он не видел, хотя очень часто посещал часовню. Около двух недель назад напротив храма началась подготовка строительной площадки. За два года здесь планируется возвести 4 жилых дома, вид из квартирных окон будет выходить как раз во дворик часовни. По странному совпадению местная власть воспротивилась мемориалу практически одновременно с расчисткой стройплощадки.

Ту-154, совершавший рейс «Анапа - Санкт-Петербург», упал недалеко от поселка Сухая Балка в Донецкой области. На борту находилось 170 человек. Выжить не удалось никому. К годовщине трагедии на месте падения самолета воздвигли мемориал: фрагмент фюзеляжа из бетона с бортовым номером и гранитные плиты с именами погибших. Через полтора года после катастрофы тихо умерла во сне Маргарита Алексеевна Прошкина. Человечеству от нее остались часовня, подробное письмо с наставлениями по уходу за ней и фотографии ее вместе с сыном. Да еще стихи, написанные Галиной Золоторевой и посвященные памяти Маргариты Прошкиной...

И глядят веселые лица
С фотографий, что на столе.
Кто же знал, что такое случится,
Что недолго им жить на земле...


Юлия Никитина