Мошенники совершенствуют старые способы обмана граждан, продолжая играть на человеческих слабостях, например на жажде легких денег или страхе потерять сбережения, рассказали "Известиям" эксперты в сфере IT.

По словам руководителя направления Solar webProxy компании "Ростелеком-Солар" Петра Куценко, сейчас стоит говорить об эволюции старых способов обмана. Так, если раньше в мошеннических схемах в основном использовались поддельные интернет-ресурсы, имитирующие официальные страницы известных брендов, то в конце 2021 года злоумышленники стали применять в схемах фейковые мобильные приложения.

Кроме того, на смену телефонному мошенничеству пришла более активная эксплуатация мессенджеров для коммуникации с потенциальными жертвами. Все виды мошенничества направлены на одно — добиться доверия со стороны пользователя, подчеркивает эксперт.

Куценко отметил, что перед Новым годом злоумышленники традиционно обманывали граждан, предлагая поучаствовать в различных акциях на фантастических условиях, большие скидки от известных брендов, а также затронули алкогольную тематику — помощь в борьбе с алкогольным опьянением, с зависимостью. Также в условиях распространения коронавирусной инфекции продолжает эксплуатироваться стремление граждан обойти ограничения — злоумышленники занимаются продажей поддельных QR-кодов.

Как отметил руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев, одна из новых фишинговых схем связана с обещанием выплат за трудовой стаж: жертве сулили деньги за отработанные годы и просили назвать номер карты, а затем код из SMS. Зачастую на такую "наживку" злоумышленники пытались поймать людей предпенсионного возраста.

"Получила развитие многоступенчатая схема, направленная в основном на социально незащищенных людей: мошенники внушают жертве то, что на ее имя кто-то взял кредит, поэтому для решения проблемы нужно самому взять кредит и перечислить деньги на определенный счет. В итоге злоумышленники добиваются того, что жертва закладывает квартиру. Банкам очень сложно отслеживать подобные схемы", — рассказал Арсентьев.

Он также подчеркнул, что в последнее время преступные сообщества стали активнее использовать возможности машинного обучения и современных речевых технологий. Так, если в начале 2021 года злоумышленники в основном сами звонили жертвам, то к концу года подавляющее большинство звонков они стали совершать с помощью голосовых роботов.

"Автоматизация обзвона позволяет преступникам значительно расширить сферу своей деятельности. Роботы выполняют функцию холодного обзвона. Естественно, затем в ход идут звонки от "сотрудника полиции", "следователя" и "менеджера банка", — объяснил эксперт.