Петербургские "Морские навигационные системы" выиграли четыре из десяти исков к судостроительной "Пелле" из Ленобласти. В отрасли говорят про кризис управления госзаказами.

Как стало  известно 47news, накануне новогодних праздников АО "Морские навигационный системы" (МНС, входят в "Эго-Холдинг" миллиардера Александра Кашина) выиграло 4 иска к АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" Герберта Цатурова. Последнее решение Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовал 30 декабря.

Это только начало - исков всего 10, общая сумма претензий превышает 110 млн рублей. Речь о поставках навигационного оборудования для кораблей, которые "Пелла" строит по заказам Минобороны. 

Подробности спорных контрактов не разглашаются - скорее всего, речь идет о заказах Минобороны, в рамках которых "Пелла" строит суда для ВМФ. В материалах дела фигурируют системы управления динамическим позиционированием, которые МНС поставляли "Пелле" для установки на кораблях.

Сами стороны споров на предложения о комментариях не отреагировали. Знакомый с ситуацией участник рынка высказал 47news предположение, что верфь проиграет и остальные 6 процессов, потому что ни в одном из них нет сомнений: навигационное оборудование поставлено, но в полной мере не оплачено. 

"Такое будет происходить и дальше до тех пор, пока госзаказчик при задержках финансирования контрактов не станет субсидировать судостроителей, чтобы те хотя бы могли расплачиваться с контрагентами. Если государственные верфи хоть как-то поддерживаются, то частные всё время находятся в зоне риска, и почему-то считается, что нарушение обязательств госзаказчиком - один из рисков судостроителя. Это кризис отрасли…", - полагает наш собеседник. 

В Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области только в 2021 году зарегистрировано более 40 процессов с участием "Пеллы", лишь в 3-х из которых она выступает в качестве истца. Во всех остальных случаях областная верфь — ответчик. Общая сумма претензий приближается к 2,5 миллиарда рублей. Более того, над предприятием нависла угроза банкротства со стороны АО "Машиностроительный завод "Арсенал" (сумма иска превышает 240 млн). Деловые СМИ связывают такое количество долгов со слишком большим количеством контрактов, которые "Пелла" набрала до пандемии.

2 декабря "Пелла" предъявила рекордные по масштабам претензии к военным - она потребовала 2 млрд рублей за строительство первого опытового исследовательского судна проекта 11982 "Ладога" для Главного управления глубоководных исследований Минобороны.

Справка:

АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" зарегистрировано в 1992 году в Кировском районе Ленинградской области. По данным системы "СПАРК-Интерфакс", выручка компании в 2020 году составила почти 11 миллиардов рублей при отрицательной чистой прибыли в 1,1 млрд. Основным бенефициаром "Пеллы" СПАРК называет её генерального директора Герберта Цатурова (61,66%). Верфь в основном специализируется на строительстве военных кораблей, в частности известен её контракт с Миноборoны на производство малых ракетных кораблей "Каракурт". Имеет "Пелла" опыт и гражданского судостроения — в частности, она построила краболовное судно по заказу Росрыболовства.

"Пелла" — одно из крупнейших судостроительных предприятий Ленинградской области. На конец 2020 года в ней и в зарегистрированных в регионе ее дочерних компаниях трудились почти 2000 человек. В 2019 году налоги "Пеллы" и "дочек" превысили 1 миллиард рублей.