Подпишите и успокойтесь - убрать эстакаду с газом и нефтепродуктами над "Нарвой" всё равно не получится. Автодорога же важна, а эстакада опасна. Это решение суда.

ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" (Упрдор) в первой инстанции проиграло спор с ООО "Портэнерго" (входит в холдинг "Сибур" Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко) и теперь обязано подписать договор об эксплуатации наземной трубопроводной эстакады на 2-м километре трассы "Нарва" на его условиях. Такое решение Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовал 24 декабря.

ООО "Портэнерго" - крупный игрок порта Усть-Луга, специализируется на морской перевалке сжиженного углеводородного газа и светлых нефтепродуктов. По итогам первого полугодия 2021 года компания обработала почти 2 млн тонн грузов, что составило около 4% всего грузооборота порта. Ставшая предметом спора эстакада входит в состав единого комплекса по перегрузке сжиженных углеводородных газов, который является производственным объектом 1 (самого высокого) класса опасности.

Эстакада стала своеобразной разменной монетой спора. Обе стороны мотивировали ею свою позицию, суд поддержал дочку "Сибура", что важно не только "Сибуру" - в России тысячи пересечений дорог и труб с опасным содержимым. Решение же питерского арбитража может стать прецедентом, если вступит в законную силу.

01.png На карте видно, что эстакада соединяет производственную площадку "Портэнерго" с морским терминалом, пересекая трассу "Нарва" (обозначена красным цветом)

Опасность в понимании Упрдора: "Портэнерго" должно по первому требованию владельца дороги прекратить эксплуатацию трубопровода, перенести его или даже демонтировать. А первое требование может прозвучать, например, когда инженерные коммуникации будут мешать ремонту, реконструкции дороги и даже просто её эксплуатации. Причем, "Портэнерго" должно сделать всё это за свой счёт.

Опасность в понимании "Портэнерго": как раз так поступать нельзя ни в коем случае. Во-первых, потому что столь сложная и опасная своим наполнением штука как трубопроводная эстакада построена в соответствии со всеми требованиями законодательства, и нет там пункта о том, чтобы вдруг взять и всё бросить - такое может привести к техногенной катастрофе. По той же причине эстакаду нельзя по первому требованию владельца дороги перенести или демонтировать. Не может быть такого пункта в договоре, потому как подобное развитие событий недопустимо для производств с 1 классом опасности.

Суд предложил вовсе вынести за рамки спора о том, в какой редакции подписывать договор, всё, что касается возможных дорожных ремонтов и реконструкций. То есть, отдельная проблема может быть оговорена отдельно ("В случае реконструкции или ремонта автомобильной дороги подлежит заключению иной договор … в котором стороны не лишены права распределять расходы на перенос, демонтаж либо переустройство инженерных коммуникаций…", - цитата из судебного решения).

Понимание риска совместного существования трубопроводной эстакады и федеральной автомобильной дороги у петербургского арбитража совпало с позицией "Портэнерго": договориться можно о чем угодно, кроме того, что эстакада исчезнет или переместится по первому требованию дорожников.

Остается "засилить" это решение в апелляционном суде, после чего всем станет ясно: труба главнее.

Лев Годованник,
47news

Справка:

ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" принадлежит Федеральному дорожному агентству "Росавтодор" и входит в структуру Минтранса РФ.

ООО "Портэнерго" на 100% принадлежит компании "Балтик Си Траншипмент ПТИ. ЛТД" из Сингапура. Управляет "Портэнерго" ООО "УК "Сибур-Портэнерго", принадлежащее ПАО "Сибур холдинг", чьими основными акционерами СПАРК с актуализацией на 3 квартал 2020 года называет ООО "Траст" (19.78%) Леонида Михельсона и ООО "Дельта" (17%) Геннадия Тимченко.