Всегда соглашайся с налоговой, беги к оперу и жди неприличных намеков. 47news собрал мнения юристов о новой попытке правительства побороть легализацию преступных доходов.

Законопроект об изменениях в Административный кодекс Госдума приняла в первом чтении 15 декабря. Пугающая бизнес-сообщество его часть предлагает расширить статью 15.27, карающую за "Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Речь о дополнении кодекса статьей 15.27.3 - "Совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем".

Основных мыслей в предлагаемой новой статье две:

Если руководитель или бенефициар компании использовали для её развития полученные преступным путем деньги или имущество и знали об этом - штраф для компании до трехкратной суммы вложенных денег или трехкратной стоимости использованного имущества плюс их возможная конфискация.

Всего этого можно избежать, если рассказать соответствующим органам во всех подробностях историю появления нелегальных денег или активов - с именами, фамилиями и правильными названиями.

По задумке авторов законопроекта, соответствующие дела об административных правонарушениях будут рассматривать суды, а составлять протоколы - должностные лица Росфинмониторинга.

До сих пор КоАП наказывал кредитные организации и их работников за недостаточный контроль движения денег с темным прошлым и отказ от предоставления соответствующих сведений уполномоченным органам. Законопроект целиком меняет отношение Кодекса к отмыванию денег, а формулировка "преступным путем" намекает на вступивший в законную силу приговор суда по какому-нибудь уголовному экономическому преступлению - это может быть мошенничество, растрата, уклонение от уплаты налогов.

По мнению председателя петербургского отделения Российского союза налогоплательщиков Александра Рокина, для налоговых органов лучшего подарка к Новому году придумать сложно.

Это какая-то адская дубина, - говорит Александр Рокин. - Пару дней назад Балтийский завод отбил в суде претензии ФНС, доначислившей ему налог на прибыль при строительстве ледокола "Виктор Черномырдин" в 300 млн рублей. А если бы не отбил? После вступления в силу нового законопроекта налоговый инспектор предлагает: платите 300 млн или отправляем материал в следствие. Дальше - приговор, после которого уже другой суд привлекает Балтийский завод за использование этих 300 млн, скажем, для строительства следующего ледокола "Арктика". Результат: штраф на 900 млн рублей плюс конфискация этих 300 млн - всего 1,2 млрд только за то, что бухгалтерия Балтийского завода и ФНС по-разному прочитали один и тот же нормативный акт.

- А хорошая новость?

- Срок давности привлечения к ответственности в предлагаемом законопроекте 3 года, ФНС при проведении выездных проверок в этот срок часто не укладывается…

Адвокат Марина Белинская полагает, что законопроект побуждает представителей бизнеса продуктивнее сотрудничать с органами.

- Там же написано: если руководитель или бенефициар компании поможет уполномоченным органам разобраться в схеме появления имеющих преступное происхождение денег или имущества, никто не пострадает. Очевидно, законодатель пытается таким образом пресечь финансовые нарушения на корню - с одной стороны, кнут в виде трёхкратных штрафов и конфискации, с другой - пряник: расскажи, откуда взял, и пользуйся на здоровье.

- Проще говоря, если успел добежать до оперуполномоченного первым - повезло?

- Можно сказать и так…

Адвокату Юрию Соловьеву все это категорически не нравится. По его мнению, попытка установить ответственность юридических лиц, не являющихся субъектами правонарушения, искажает саму суть права.

- Все написанное в новом законопроекте давно известно из 174-й статьи УК - она наказывает за легализацию денежных средств, приобретенных преступным путем. Единственное отличие - теперь речь идет о действиях в интересах юридического лица.

- Они как бы выводятся из-под действия уголовного закона?

- Да, и получается, что эти действия перестают быть преступными - они такая же административка, как на красный свет дорогу перейти или превысить скорость.

- Это плохо?

- Думаю, появление такой статьи в КоАП без изменений 174-й статье Уголовного кодекса приведет к коллизии законов - фактически одно и то же деяние относят и к преступлениям, и к правонарушениям, что невозможно. Вообще странно: какая разница обществу, в чьих интересах отмыты деньги? Почему отмывка для юридических лиц перестает быть преступной? А ещё правоохранители получают ничем не ограниченную широту усмотрения, в чьих интересах - юридического лица или нет - легализованы деньги.

Лев Годованник,
47news

Полный текст данной части законопроекта:

"Статья 15.273. Совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем

Совершение в интересах юридического лица физическим лицом сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, заведомо полученными для совершающего указанные сделки или финансовые операции лица преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости иного имущества, являющихся предметом административного правонарушения, с конфискацией денежных средств или иного имущества либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток с конфискацией денежных средств или иного имущества либо без таковой.

Примечания:

1. В настоящей статье под физическим лицом понимаются совершившие деяния, предусмотренные настоящей статьей, следующие лица:

1) физическое лицо, уполномоченное на основании закона, иного правового акта, учредительного документа, договора или доверенности совершать действия от имени юридического лица;

2) физическое лицо, занимающее должность в органах управления юридического лица или органах, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью юридического лица;

3) бенефициарный владелец этого юридического лица в значении, определенном пунктом 8 статьи 61 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

2. Для целей применения настоящей статьи вина юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, определяется в зависимости от вины физического лица, указанного в примечании 1 к настоящей статье.

3.Юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением."